Россия в отличие от ЕС оказывает поддержку сирийскому лидеру Башару Асаду. Фото Reuters
Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов призвал страны сообщества тратить больше средств на помощь в восстановлении Сирии. Об этом он заявил в интервью Financial Times (FT). В ЕС вкладываться в реконструкцию не готовы по крайней мере до тех пор, пока контуры политического урегулирования сирийского кризиса не станут более отчетливыми.
«ЕС настаивает на политическом переходном процессе, однако люди страдают. Поэтому мы считаем, что настало время выйти за рамки обычной гуманитарной помощи к чему-то более существенному», – сказал Чижов. Дипломат также признался, что увидел в подходе ЕС к сирийской проблематике «более явные признаки реализма». Это, в свою очередь, подарило Чижову надежду, что Европа выделит новые средства вскоре после конференции ЕС по вопросам помощи Сирии, которая пройдет в Брюсселе весной. Отказ ЕС от развертывания программы восстановления ближневосточной страны рискует обернуться нежелательными последствиями, предупредил Чижов. «Мы координируем наши действия с другими игроками. Гипотетически Иран может сказать: «Мы отдаем часть средств на реконструкцию». И что на это ответит Британия или ЕС?» – посетовал дипломат.
Дополнительные средства на восстановление Сирии собирается выделить и Россия, заметил Чижов в беседе с FT. Впрочем, конкретную сумму дипломат не назвал. Согласно данным Еврокомиссии, государства ЕС – самый крупный донор гуманитарной помощи в Сирии. В совокупности они тратят на гуманитарные цели 10 млрд евро в год. Еще 3,7 млрд выделяется напрямую из бюджета ЕС.
Всего на данный момент в помощи нуждаются 13 млн сирийцев, отмечается в докладе Еврокомиссии.
На восстановление разрушенной войной Сирии потребуется как минимум 350 млрд долл. Фото Reuters |
До сих пор Евросоюз отказывался расширять поддержку Сирии до тех пор, пока не будет выработан план политического будущего этой страны. «Мы готовы выйти за рамки гуманитарной помощи и приступить к реконструкции только тогда, когда будем иметь инклюзивное политическое соглашение, достигнутое в ходе переговоров в Женеве… До этого момента мы можем использовать гарантии по реконструкции как инструмент для ускорения политических переговоров», – заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини в сентябре в ходе пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН.
Похожее мнение высказывал тогда и министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. «Мы не станем поддерживать реконструкцию Сирии до тех пор, пока не будет политического процесса, предполагающего, как указано в резолюции 2254, отстранение Асада от власти», – дал понять Джонсон. Как известно, резолюция 2254 СБ ООН касается шагов, связанных с политическим переходом власти, включая Конституцию и выборы. При этом как Могерини, так и ряд европейских политиков настаивают, что лидер Сирии Башар Асад должен покинуть свой пост после окончания мирного процесса.
Выделять средства на реконструкцию Сирии в ЕС не намерены, рассчитывая сначала добиться от России уступок по политическому процессу, сообщает FT со ссылкой на дипломатический источник в сообществе. «На сегодняшний день ЕС считает своей первоочередной целью увеличить давление на Россию, отказываясь тратить дополнительные средства, – сказал собеседник издания. – И тот факт, что русские начали беспокоиться, свидетельство работоспособности такого плана».
Несмотря на разногласия, ООН и международное сообщество должны продолжать диалог с Москвой, убежден специальный посланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура. «Я знаю одно: они (в России) заинтересованы, как и мы, в прекращении этого конфликта в Сирии, – сказал он Euronews. – Они не хотят в итоге держать за руки сломанную Сирию. Я считаю это причиной того, почему мы должны продолжать с ними разговаривать».
Однако по поводу скорого успеха такого диалога все еще приходится сомневаться, сказал «НГ» научный сотрудник аналитического центра Chatham House, профессор Регентского университета Йосси Мекельберг. Он полагает: хоть роль Евросоюза в реконструкции Сирии важна, поможет ли затягивание с выплатами по реконструкции – вопрос сложный. «Я не вижу признаков того, что Владимир Путин готов делать какие-либо уступки по Сирии, а если мы посмотрим на последний раунд переговоров по урегулированию, то на них Асад опять вернулся к старым мантрам о неготовности менять Конституцию или уходить», – подчеркнул эксперт.
Россия осознает опасность сохранения масштабного контингента в Сирии, рассуждает Мекельберг, а потому вывела оттуда значительную часть войск: «Но это еще не значит, что Москва готова к какому-то компромиссу». В частности, подчеркнул аналитик, формат будущей сирийской Конституции остается неясным.
Более того, добавил Мекельберг, нет гарантий, что Асаду настолько необходима реконструкция: «Пока что он ставил задачу сохранения власти выше, чем благополучие сирийцев».
Россия понимает необходимость в сотрудничестве с Западом, считает другой эксперт. «Для Асада военная поддержка России всегда была средством установления контроля над всей страной. Однако в Москве понимают, что это может оказаться невозможным», – полагает эксперт Европейского совета по международным отношениям Жюльен Барнс-Даси.
Без международного признания конец сирийского конфликта невозможен, а попытки Москвы вести политические переговоры с Турцией и Ираном не увенчались успехом, констатирует Барнс-Даси. «Новая инициатива в рамках такого подхода – Конгресс национального диалога Сирии в Сочи – откладывалась уже несколько раз и не смогла найти признания других участников конфликта и международных игроков», – написал он. В конце концов, считает эксперт, Москва должна найти способы воздействия на Асада, который «не желает идти даже на самые минимальные уступки оппозиции», и на Иран, который его поддерживает.
комментарии(0)