Фото пресс-службы Президента РФ
Прошедшая в Сочи встреча лидеров России, Турции и Ирана показала, в чьих руках находится послевоенное будущее Сирии. Несмотря на то что важным переговорам предшествовала телефонная беседа президента Владимира Путина с его американским коллегой Дональдом Трампом, западные аналитики склоняются к выводу, что США полностью уступили России в решении сирийского политического кризиса. Однако ослабление интереса со стороны Вашингтона вовсе не означает, что все трудности вокруг Сирии разрешены.
«Наши усилия должны быть сосредоточены на обеспечении долгосрочной нормализации в Сирии», – заявил Путин в начале переговоров с президентами Турции и Ирана. Действительно, в ходе сочинской встречи лидеры трех стран уделили особое внимание политическому будущему страны. Так, обсуждалась инициатива провести Конгресс национального диалога – конференцию различных политических групп Сирии, которая призвана помочь урегулированию. Однако проблема заключается в том, что идею провести конгресс диалога широко трактуют как попытку игроков, выступающих на стороне официального Дамаска, направить политический процесс в выгодное для них русло. Соответственно эта инициатива вызывает подозрение как у влиятельных оппозиционных групп, так и у западных стран, все еще заинтересованных в разрешении сирийской проблемы.
Политическое урегулирование в Сирии было основной темой и другой не менее важной встречи, которая состоялась в Эр-Рияде параллельно с переговорами в Сочи. В саудовской столице собрались представители большинства сирийских оппозиционных фракций с целью сформировать единую делегацию для нового созыва женевской конференции, которая, по словам спецпредставителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, должна состояться уже в декабре. «Я намерен провести не один, а два раунда (переговоров. – «НГ») в декабре в Женеве. Но для этого мне нужна сильная и креативная делегация сирийской оппозиции», – говорится в заявлении, распространенном офисом спецпосланника.
Значительная часть политических оппонентов сирийского президента Башара Асада по-прежнему настаивает на его отставке. Как заявил в Сочи Путин, благодаря действиям РФ, Турции и Ирана распад Сирии удалось предотвратить. Если еще учесть, что Дамаск смог вернуть под свой контроль немалую часть территорий, любое жесткое требование со стороны оппозиции будет смотреться комично. Кроме того, есть признаки, что Вашингтон, долгое время выступавший адвокатом сирийской оппозиции, уже не ставит вопрос об отставке президента Сирии столь остро. Комментируя переговоры, состоявшиеся в преддверии сочинской встречи между Путиным и Трампом, западные аналитики делают вывод, что Россия полностью перехватила инициативу у США в сирийском кризисе. «Становится вполне ясно, что гамбит Асад–Путин–Иран почти полностью победил в Сирии», – приводит издание Politico слова вице-президента Института Ближнего Востока в Вашингтоне Пола Салема в материале под заголовком «Трамп уступает Путину сирийское послевоенное планирование».
Действительно, сочинская встреча продемонстрировала, что вопросы послевоенного устройства Сирии пока реально находятся в руках трех стран, которые на сегодняшний день наиболее глубоко вовлечены в сирийский кризис, – России, Турции и Ирана. Американское влияние на политическую ситуацию в ближневосточной стране пока даже не удается прояснить на некогда близком для Вашингтона курдском направлении. Впрочем, эффективная военная и дипломатическая кампания «тройственного союза» вовсе не означает, что урегулирование должно находиться в руках только России, Турции и Ирана. Если оптимизацию американского присутствия в Сирии можно пережить, то критически важно в вопросе урегулирования не оставлять за бортом тех региональных игроков, которые не входят в российско-турецко-иранский альянс, но которые могут жестко отреагировать на игнорирование их интересов.