Главы МИД Украины, России, Франции и Германии провели «сложные дискуссии», но прогресса не добились. Фото Reuters
Вчера в Берлине собрались представители «нормандской четверки» – главы МИДов России, Германии, Франции и Украины. Дипломаты обсудили выборы на территориях, удерживаемых сепаратистами. Однако консультации предварялись кулуарной встречей министров РФ и ФРГ и завершились приватными переговорами россиян с французами.
После мартовской встречи глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер не скрывал разочарования тем, как «Киев и Москва ведут переговоры». В канун берлинских консультаций он заявил, что Минские соглашения выполняются «со скоростью улитки». Однако дипломат отметил, что сторонам удалось «предотвратить открытую войну в центре Европы».
Утром перед встречей «четырех» Штайнмайер пригласил главу МИД РФ Сергея Лаврова на разговор тет-а-тет. Перед тем как удалиться за двери, российский министр пошутил: «Я думал, мы будем говорить по существу, а не на камеры». «Я тоже так думал, пока не пришли российские журналисты», – парировал Штайнмайер. После официальных переговоров с участием четырех министров, продолжавшихся три часа, Лавров провел сепаратную встречу с главой МИД Франции Жан-Марком Эро.
Затем Лавров выступил перед журналистами и заявил, что «с украинской стороны выдвигаются предлоги для затягивания реализации всех политических аспектов Минских договоренностей». В то время как Москва «привержена обмену пленными» по принципу «всех на всех» и свои обязательства выполняет, хотя это приходится делать «в довольно накаленной ситуации». Штайнмайер признал, что прорыва в Берлине не произошло, и добавил, что «дискуссии были сложными», а «позиции сторон пока далеки друг от друга».
Подобные заявления были ожидаемы в силу категоричных требований, выдвигаемых всеми сторонами. В канун консультаций замглавы МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что главный вопрос, тревожащий Киев, – «безопасность, то есть уменьшение обстрелов, а в идеале – их полное прекращение и разведение войск». До исполнения перемирия конституционной реформы в Украине не будет.
Глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что готов к продуктивной работе, но не пойдет на компромисс по выборам в Донбассе до тех пор, пока в регионе не обеспечат безопасность. Он также поднял вопрос о скорейшей передаче летчицы Надежды Савченко, осужденной в России.
В Киеве допускают возможность переброски сил Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в спорный регион, однако сепаратисты выступают категорически против размещения полицейской миссии или наблюдателей организации и даже угрожают им расстрелами.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, предваряя берлинские консультации, сообщил, что в Москве реализацию Минска-2 оценивают как «плачевную», но «нормандский формат» – единственная возможная база для урегулирования событий в Донбассе. Статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин заявил ТАСС, что Россия подготовила целый ряд предложений к берлинской встрече. В Москве считают, что главной темой должны оставаться выборы в Донецкой и Луганской народных республиках.
Эксперты также негативно оценивают общий ход реализации Минска-2. «Вынужден согласиться с мнением Штайнмайера, что переговоры идут черепашьим шагом. Если в вопросах безопасности, закрепленных Минскими договоренностями, есть некоторый прогресс, то в политической части таких подвижек нет, – заявил «НГ» доцент РГГУ Александр Гущин. – Поэтому и возникают различные проекты по исполнению соглашения, выдвигаемые европейскими партнерами, цель которых – сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Европейские политики заинтересованы в политическом урегулировании как никто другой, но пока договориться не удалось. У сторон разная трактовка того, в каком порядке должны реализовываться пункты Минска-2».
В то же время Гущин допустил, что «какой-то тактический прогресс» по итогам Берлина возможен. «При давлении, оказываемом на Киев, на фоне негласных консультаций определенный прогресс по вопросу выборов возможен. Однако надеяться на выборы в течение одного-двух месяцев даже с учетом возможного визита Джона Керри в Киев не стоит: есть слишком много технических параметров, требующих согласования».
В свою очередь, Tagesspiegel пишет, что о мире в Донбассе «не может быть и речи», ведь в апреле здесь зафиксировали наибольшее количество нарушений перемирия за несколько месяцев, что подтверждается данными ОБСЕ.
Хотя в Европе и ратуют за мир, но готовятся и к возможной эскалации конфликта. Германия впервые с момента окончания холодной войны увеличит размер своих вооруженных сил. «Четверть века по сокращению штата окончена», – заявила министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Прицел будет сделан на экспертов по кибервойнам, армию, флот и спецназ. Американские чиновники полагают, что в случае «агрессии со стороны России» только Германия сможет оперативно усилить Польшу и других союзников.