Зимой жителям Кабула гуманитарную помощь выдали дровами. Фото Reuters
Евросоюз, столкнувшись с сильнейшим с 1945 года миграционным кризисом, подготовил секретный план по депортации 80 тыс. афганцев. Брюссель действует методом кнута и пряника: в случае невыполнения ультиматума Кабул лишат финансовой поддержки. При положительном ответе властям обещают дополнительную гуманитарную помощь.
В ЕС обеспокоены усилением талибов, пишет британская Telegraph. В прошлом году волна насилия, спровоцированная «Талибаном», унесла жизни 11 тыс. мирных жителей. Это подстегнуло миграционную волну, захлестнувшую Евразию. В самом Афганистане 1,1 млн жителей покинули дома, более 5 млн человек укрылись в Пакистане и Ираке, и их положение остается нестабильным. В прошлом году 176 тыс. афганцев запросили право на убежище в Евросоюзе, 60% обращений было одобрено.
В связи с этим был подготовлен совместный «небумажный» дискуссионный документ, основные тезисы которого разослали постпредам при ЕС 3 марта. Евросоюз применил чековую дипломатию: Кабул должен принять обратно тех, кому в убежище отказали. В противном случае ЕС угрожает сократить финансовую помощь (чистыми деньгами и расходами на гуманитарные программы), составляющую до 40% ВВП Афганистана.
Согласно нормам международного права, депортировать политических беженцев, которым на родине угрожает опасность, нельзя. В связи с этим европейские суды постановили, что некоторые регионы Афганистана являются «безопасными». Это развязывает ЕС руки и позволяет высылать приезжих.
В октябре Евросоюз проведет в Брюсселе международную встречу доноров Афганистана, чтобы сохранить в 2017–2020 годах поддержку на текущем уровне (Европа выделяет 1,4 млрд евро).
Чиновники, в частности глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, предлагают использовать встречу в качестве рычага давления на афганские власти. Летом Евросоюз проведет переговоры с Кабулом.
Без финансовой поддержки власти столкнутся с экономическими и политическими трудностями, которые нанесут удар по «хрупкому равновесию» в Афганистане. ЕС также оказывает поддержку сельским районам, здравоохранению, образованию и программам по борьбе с наркоторговлей, и это дополнительный козырь в руках Брюсселя.
В случае, если Кабул продемонстрирует жест доброй воли, европейские университеты предоставят дополнительные места афганским студентам. Также ЕС займется обучением и медобслуживанием беженцев, вернувшихся на родину.
Однако эксперты обращают внимание, что сделка направлена в первую очередь не на Кабул, а на европейских избирателей. «Афганцы не создают больших проблем. Это довольно локализованный случай, который не сделает погоду на миграционном фронте, – отметил доцент кафедры европейской интеграции МГИМО(У) МИД РФ Александр Тэвдой-Бурмули. – Однако европейские страны столкнулись с серьезным вызовом со стороны общества, которое крайне негативно оценивает ситуацию. И у властей есть желание продемонстрировать результат хотя бы на каком-то отдельном направлении и переломить ситуацию. С афганцами удобнее работать: можно привязать экономическую помощь к проблематике беженцев. Однако торопиться не стоит: это секретное соглашение зыбкое, и я сомневаюсь, что оно будет реализовано».
Афганская программа похожа на отвергнутую в прошлом году мальтийскую сделку, которую пытались предложить африканским лидерам. ЕС намеревался выделить 1,8 млрд евро в обмен на депортацию африканских мигрантов. В итоге стороны остановились на добровольном возвращении.
Следующим шагом европейских властей стала спорная сделка с Турцией. Анкаре выделили 6 млрд евро до 2019 года и посулили либерализацию визового режима в обмен на автоматическое возвращение сирийских и других беженцев, достигших греческих островов.