Ливийские ополченцы изучают позиции противников из ИГ, засевших в Сирте. Фото Reuters
Основатель «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая группировка) Абу Бакр аль-Багдади перебрался из Турции в Ливию, спасаясь от преследования багдадской разведки. Джихадист попытается изменить административную структуру ИГ и создать халифат-архипелаг, который протянется от Ливии до Афганистана.
Главарь движения укрылся на родине Муаммара Каддафи – в Сирте, утверждает иранское агентство Fars. Багдадский координационный разведывательный центр, созданный при содействии Ирака, Ирана, России и Сирии, объявил охоту на джихадиста, и ему пришлось укрыться на севере Африки. Сирт является третьей неофициальной столицей ИГ наряду с сирийской Раккой и иракским Мосулом.
В настоящее время ливийский город контролируется радикальной исламистской группировкой такфиристов, которые являются подразделением ИГ в Северной Африке. Однако не все эксперты склонны верить Fars. «Не стоит уделять особого внимания и бросаться на любую утку, пока нет какого-либо серьезного подтверждения», – подчеркивает заслуженный деятель науки РФ Георгий Мирский.
Эксперт отмечает, что на пути ливийского халифата стоит президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, для которого ИГ – куда большая угроза, чем «Братья-мусульмане» или синайские исламисты, организовавшие крушение российского лайнера А-321. Ас-Сиси санкционировал бомбардировки ливийских городов, захваченных исламистами, и в случае, если джихадисты пойдут на приступ Триполи или Тобрук, им окажут сопротивление как ливийское правительство, так и египетские войска.
Однако в Ливию активно прибывают исламисты из центрально-африканских стран, в частности, члены нигерийской группировки «Боко харам», этой осенью объявившей себя вилайятом ИГ.
В октябре Абу Бакр получил тяжелые ранения при иракском авианалете. Вскоре появилась информация, что боевик погиб, однако ИГ опровергло эти сообщения. Fars со ссылкой на арабоязычный телеканал аль-Манар утверждает, что ЦРУ и турецкая разведка помогли в транспортировке Абу Бакра в Турцию.
Основатель ИГ приложил руку к эскалации напряженности в Северной Африке. Фото Reuters |
Тем временем британская Guardian опубликовала 24-страничную методичку ИГ, которая свидетельствует: халифат из аморфной структуры превращается в полноценное государство с административным аппаратом, правительством, казначейством и экономической программой. В инструкции содержатся советы, как формировать международные отношения, управлять пропагандистской машиной и осуществлять централизованный контроль над природными ресурсами. ИГ уделяет внимание развитию здравоохранения, образования, коммерции на захваченных территориях. Джихадисты озаботились созданием рабочих мест – открытием продовольственных и оборонных предприятий. Конечно, в инструкции говорится и о создании тренировочных баз (детей с ранних лет будут готовить к войне, а ветераны ежегодно обязаны проходить двухнедельные сборы). Наконец, ИГ создаст «изолированные зоны безопасности» в Ираке и Сирии.
Но эксперты не видят в этом ничего удивительного. «ИГ провозгласило себя халифатом, и это самое настоящее государство: не лига, не альянс, не союз, а именно государство. Информация о формировании правительства ИГ появилась еще год назад. Куда важнее другое: речь идет не о создании единого, централизованного государства – ИГ нацелилось на построение халифата-архипелага со своими государствами в Ливии, Сирии и Ираке, Афганистане», – подчеркнул Мирский. И эти слова уже нашли подтверждение: на прошлой неделе стало известно, что из-за конфликта в «Талибане» более 1500 бойцов присягнули ИГ, установив контроль над четырьмя афганскими провинциями.
Одновременно с этим Amnesty International опубликовал доклад, в котором утверждается, что большая часть амуниции и вооружений ИГ в Ираке и Сирии – американского происхождения. Представитель Пентагона майор Роджер Кабинесс заявил CNN, что США тщательно следят за оружием, поставляемым партнерам, чтобы оно ни в коем случае не попало в третьи руки. Иракская армия и сирийские повстанцы против своей воли поспособствовали укреплению джихадистов, сдав им несколько складов. Однако главная опасность не в этом.
«На днях появилась информация, что у ИГ есть оружие российского, пакистанского, китайского производства, которое было куплено, а не захвачено в Мосуле или в других арсеналах. И возникает вопрос: как, не имея выхода к морю или крупного аэропорта, это оружие попало в руки джихадистов? Для меня это темное дело. По последним сведениям, у ИГ достаточно оружия, чтобы вооружить 40 тыс. солдат. Боевики имеют танки, минометы, гранатометы, даже ракеты «земля–воздух». Единственное, чего у них пока нет, – это авиации», – отметил Мирский.
Эксперт обращает внимание на главный парадокс войны с ИГ – с джихадистами никто не воюет по-настоящему. Только группировки «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат ан-Нусра» регулярно вступают в бои с джихадистами, а сирийская правительственная армия с ними не борется, предпочитая сражаться со Свободной сирийской армией, выступающей за отставку президента Башара Асада. Россия своими бомбардировками серьезного вреда боевикам ИГ также не наносит, уверен эксперт.
ИГ остается самой опасной террористической группировкой планеты, а влияние ее главаря Абу Бакра так велико, что в этом году он номинировался на звание «Человек года» по версии журнала Time. К счастью, здравомыслие возобладало, и этот почетный «титул» присудили канцлеру Германии Ангеле Меркель.