После крушения Су-24 российские военные в Сирии оснащают самолеты ракетами класса «воздух–воздух». Кадр из видео Министерства обороны РФ
Владимир Путин выступает за создание широкой международной коалиции в Сирии. Несмотря на миротворческие заверения, он не пожелал встречаться с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, как и Минобороны – сотрудничать с Анкарой по военным каналам. Более того, Россия открыла против Турции информационный фронт, одновременно с этим нацелившись на создание второй военной базы в Сирии.
Для борьбы с террористами в Сирии нужна широкая коалиция, и Россия готова бороться за то, чтобы «региональные и местнические интересы» ушли на второй план перед глобальной угрозой, заявил Путин на пресс-конференции в Париже в понедельник вечером. Однако создать коалицию не удастся до тех пор, пока «кто-то будет использовать часть террористических организаций для достижения сиюминутных политических целей», пока не начнут исполняться резолюции Совбеза ООН о прекращении сбыта террористами нефти.
Последний пункт стал козырем в руках Москвы в конфликте с Анкарой: РФ обвиняет Турцию в покупке нефти у террористов. «У нас есть все основания полагать, что решение сбить наш самолет было обусловлено необходимостью защитить эти пути доставки нефти в Турцию», – подчеркнул Путин.
Турецкий лидер категорически отверг все обвинения и сделал громкое заявление. «Если это будет доказано, то наша национальная гордость потребует, чтобы я ушел в отставку. При этом спрашиваю уважаемого Путина, останется ли он?» – ответил на обвинения Эрдоган.
«Заявления Эрдогана я расцениваю как политический блеф. Информация о том, что Турция покупает нефть у «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ террористическая группировка. – «НГ»), появилась более года назад, и я полагаю, что поставки не могли проходить в тайне от турецкого руководства. Россия не заявляла об этом, потому что очень дорожила отношениями с Турцией, особенно Москву беспокоили перспективы «Турецкого потока», – заметила в беседе с «НГ» замдиректора Российского института стратегических исследований Анна Глазова.
Выбрав нефтяной вопрос в качестве рычага давления на Турцию, Путин подставил своего союзника – президента Сирии Башара Асада. По информации управления финансов Департамента по контролю за иностранными активами США (OFAC), именно Дамаск является одним из покупателей нефти у ИГ. Иностранные бизнесмены, в том числе россияне, помогают Асаду обходить международные санкции и приобретать нефть у террористов. Среди посредников, по данным OFAC, значатся бизнесмены Мудалал Хури, Никос Николау, Джордж Хасвани и экс-глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов.
Путин выразил сожаление, что «беспрецедентный уровень» межгосударственных отношений с Турцией, который удалось достигнуть за последние 10 лет, «бездумно и грубо» разрушается. При этом президент РФ отказался встречаться с Эрдоганом на полях саммита, потому что Турция не желает извиняться за сбитый самолет. В то же время Путин успел побеседовать с президентом США Бараком Обамой, который подчеркнул, что Россия должна «избежать шагов, которые грозят дальнейшими трудностями между странами (Турцией и Россией. – «НГ»)».
Вчера Обама встретился с Эрдоганом, выразил поддержку Анкаре и подчеркнул, что Турция – союзница НАТО, она имеет право защищаться. Также президент США призвал Турцию и Россию снизить напряженность в отношениях и сосредоточиться на борьбе с ИГ.
Сотрудничество Москвы и Анкары застыло на мертвой точке и на уровне военных. Вчера премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу призвал создать канал связи с Россией, чтобы избежать повторения воздушных инцидентов, подобных крушению Су-24. В Кремле ответили, что военные каналы связи с Анкарой уже существовали. «Они были призваны не допустить таких трагедий, которая произошла. Эти каналы не сработали, и не по вине российской стороны, – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. – Обстоятельства произошедшего указывают скорее всего на то, что никто и не собирался прибегать к использованию существовавших на тот момент каналов». Сразу после уничтожения Су-24 начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Рудской заявил, что в качестве одной из ответных мер контакты с Турцией по военной линии будут прекращены.
«Отношения между Россией и Турцией переживают наиболее драматический период за всю новейшую историю, и создается ощущение, что ситуация искусственно нагнетается до легкой истерии. Сотрудничество между странами будет, ведь политика не статична, и позиции сторон постепенно начнут сближаться. Главный вопрос – когда это произойдет», – заметила Глазова.
Россия взяла курс на эскалацию участия в Сирии. Москва собирается открыть вторую после Хмеймим авиабазу. В Шайрат направят дополнительные самолеты (50 единиц) и войска (разведслужбу и спецбригады), пишет Times. Эта информация уже нашла косвенное подтверждение: Минобороны РФ «непреднамеренно подтвердило» эти данные, случайно показав в телеэфире карту Сирии, на которой были отмечены четыре вертолета Ми-24 и один Ми-8, дислоцированные в Шайрате.
Россия перешла в наступление не только на военных фронтах. Wall Street Journal вышла со статьей под названием «Российские медиа выбрали Турцию мишенью», в которой говорится, что у СМИ появился новый враг № 1. Если раньше Турция была другом, то теперь стремительно превратилась в «рассадник терроризма» и «спонсора ИГ».
Газета пишет, что российские СМИ искусно навешивают «эмоциональные ярлыки»: украинцев окрестили «фашистами», европейцев – «гей-приспешниками и либералами», американцев – «кукловодами», а турок – «нацией предателей» и «сторонниками терроризма». Эрдогана уже успели обвинить в расправе над журналистами и оппозиционерами, создании нечестных условий для обогащения друзей режима, финансировании ультраправых группировок и намерении возродить империю.