Фото Reuters
Турция готовится к сухопутной операции на территории Сирии против боевиков «Исламского государства» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в России). На саммите G20, который пройдет в Анталье 15–16 ноября, президент Реджеп Тайип Эрдоган представит план Анкары, посвященный будущему Сирии. Если его предложения будут приняты, президент Башар Асад вынужден будет оставить свой пост, утверждают турецкие СМИ.
В канун саммита в Анталье по подозрению в связях с джихадистами ИГ в Стамбуле задержали более 10 человек, включая иностранцев. Одновременно с этим Турция повысила уровень боевой готовности до максимального и перебросила до 25% всех сухопутных сил на границу с Сирией.
Около 11 тыс. солдат расположились в районе буферной зоны, которую Анкара хочет создать между городами Аазаз и Джераблус. Газета Milliyet пишет, что Турция готовится к военным действиям на севере Сирии в районе западного берега Евфрата. Вторжение может начаться уже в декабре.
Впервые о сухопутной операции против ИГ в начале ноября объявил глава МИД Турции Феридун Синирлиоглу, однако вице-премьер Нуман Куртулмуш опроверг эту информацию.
«Исключать начало сухопутной военной операции нельзя, – сказала в беседе с «НГ» советник директора Российского института стратегических исследований, специалист по Ближнему Востоку Елена Супонина. – В турецком руководстве идут споры относительно наземной операции, такие же разногласия существуют и в администрации президента США Барака Обама. В Белом доме тоже раздаются голоса со стороны военных в пользу сухопутной кампании, и символическая отправка 50 американских офицеров в Сирию может стать прологом к усилению военного присутствия США».
Одновременно с саммитом G20 в Вене пройдет новый раунд переговоров по сирийской проблеме. Здесь соберутся представители почти 20 стран, в том числе глава МИД РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и спецпосланник ООН Стаффан де Мистура. Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в этот раз не приедет в Австрию. Главным вопросом встречи станет «классификация» сирийских повстанцев на террористов и тех, с кем можно вести переговоры.
Россия уже представила союзникам перечень умеренных группировок. Теперь США и другие страны должны предъявить свой список. Накануне переговоров газета Washington Post сообщила, что, несмотря на общее согласие, западные и арабские участники процесса до сих пор не приняли финального варианта перечня. Более того, на Вашингтон пытаются надавить Эр-Рияд и Анкара. Они предлагают включить в список умеренных оппозиционеров группировку «Ахрар аль-Шам», которая не только поддерживала, но и сотрудничала с «Джебхат ан-Нусра» – боевым крылом «Аль-Каиды» в Сирии.
«Джебхат ан-Нусра», как и ИГ, все стороны признали террористической организацией. Однако, по словам главы МИД Великобритании Филипа Хаммонда, «Саудовская Аравия никогда не согласится на то, чтобы «Ахрар аль-Шам» была квалифицирована как террористическая организация».
Однако все внимание будет приковано к Анталье, где встретятся лидеры ведущих держав. Сирийский вопрос станет основным в повестке дня, о чем уже объявил Эрдоган. В Анталью прибудут главы России, США, Китая и других стран, а также генсек ООН Пан Ги Мун, который встретится с турецким лидером. В Кремле пока не подтвердили, будет ли президент РФ Владимир Путин встречаться с Пан Ги Муном и Обамой на полях саммита.
Проправительственная газета Yeni Safak пишет, что на саммите G20 Анкара представит «информационную записку» по Сирии, которая содержит формулу умиротворения. Она предполагает досрочный уход Асада и создание 10-летней «безопасной зоны» для гражданских лиц в северной Сирии.
«Турки предлагали создать буферную зону уже давно, однако карты им спутала российская военно-воздушная операция в Сирии, – заметила Супонина. – Опасно, что Эрдоган снова возвращается к идее свержения президента Асада вместо того, чтобы сотрудничать и опереться на правительственные войска Сирии в борьбе с джихадистами ИГ. Турция, как и другие страны, готова пойти на обострение, и это чревато опасными последствиями».
Сейчас позиции Турции и США кажутся куда более солидарными, чем Москвы и Анкары или Москвы и Вашингтона. Турция активизировала воздушную кампанию против ИГ в районе города Джераблус и перебросила сухопутные войска после телефонного разговора Обамы с Эрдоганом на прошлой неделе. Также Анкара открыла западной коалиции базу Инджирлик, куда ВВС Великобритании и США на днях дополнительно перебросили почти 20 самолетов F-15.
Но остается один вопрос, который разделяет Анкару и Вашингтон, – будущее курдов. Вчера курдские ополченцы при поддержке езидов и под прикрытием американской авиации начали наступление на город Синджара, удерживаемый ИГ около года. Если атака увенчается успехом, ополченцы смогут блокировать каналы ИГ и выйти на Мосул – вторую столицу джихадистского «Халифата». Турция в ходе операции в районе Евфрата попытается не допустить сюда курдов. Несмотря на это, СМИ анонсировали начало грандиозной военной операции: в следующем месяце коалиция под воздушной эгидой США начнет наступление на Ракку, которая является сердцем «Исламского государства». Тем временем ИГ опубликовало видеозапись с угрозами в адрес России, передает Reuters. Джихадисты пригрозили Москве «кровавым океаном» и «гибельной войной».