Фото Reuters
Экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер (как, впрочем, и другие влиятельные немецкие политики – бывший канцлер социал-демократ Гельмут Шмидт и христианский демократ Гельмут Коль) осудил отказ приглашать Владимира Путин на саммиты G7. Тем не менее немецкий канцлер Ангела Меркель отказалась приглашать Владимира Путина в южногерманский Гармиш-Партенкирхен,на баварский саммит «большой семерки», который завершился вчера. Можно считать, что этим решением самая влиятельная женщина мира (по версии Forbes) скорее всего окончательно исключила из сферы западного мира самого влиятельного мужчину мира (по версии того же Forbes-2014 и Time-2015).
Речь идет об отношениях двух стран, которые кажутся многим политическим наблюдателям испорченными окончательно. Для Германии это обстоятельство реально может означать потерю в перспективе европейского лидерства, чем «немецкий мотор для Европы» пока очень гордится. И нельзя исключать, что немцы могут в политическом плане оказаться на европейских задворках. Такой вариант не исключен, особенно если принять во внимание французскую и британскую атомную мощь в сочетании с англо-американской политической осью и, по сути дела, полуоккупационным статусом Германии, связанным с неподконтрольными немецкому правительству американскими военными базами на немецкой земле.
В пользу этого предположения говорит недавний скандал с германской разведывательной службой (BND), осуществлявшей контроль по поручению американских коллег как за немецкими гражданами, так и за немецкими фирмами. Несмотря на требования оппозиции в немецком бундестаге, канцлер Меркель не стала вникать в эту историю, предпочитая промолчать.
Какая же черная кошка пробежала между бывшей восточногерманской комсомолкой (в ГДР Ангела Меркель была членом молодежной прокоммунистической организации FDJ) и бывшим советским коммунистом? Ведь между предшественником Меркель, социал-демократом и, исходя из этого, в принципе марксистом Шредером и Путиным установились прекрасные и, более того, дружеские отношения. Рисуя этот треугольник, я хотел подчеркнуть, что, по сути дела, базовые ценности у всех трех действующих и бывших мировых лидеров были одинаковыми.
Да и личностные характеристики скорее всего в чем-то совпадают. Скажем, каждому из них по собственной инициативе приходилось начинать строить свою семейную жизнь заново. Впрочем, по мнению психологов, это говорит лишь об активной жизненной позиции людей. Ясно, что действия политиков не всегда отвечают их желаниям, а во многом объясняются складывающейся ситуацией. Но было бы ошибочным сбрасывать со счетов их личностные характеристики.
На этот счет имеется много теорий. Среди них даже конспирологическая, опубликованная в Мюнхенском издательстве Piper под названием «Первая жизнь Ангелы М.» (2013). Мне лично не хочется спекулировать насчет источников информации, приведенных в книге, поскольку нет доказательств содержащихся там утверждений. Но в книге имеется несколько привлекающих внимание постулатов. Один из них гласит: «Человеку с востока (восточному немцу) доверять нельзя. Тот, кто с детства был обучен тому, чтобы тщательно скрывать свои мысли и чувства, для того второе лицо превращается во вторую натуру».
Я не склонен думать, что все 16 млн бывших граждан ГДР были хамелеонами и подходят под подобное утверждение. В противном случае ГДР не просуществовала бы и нескольких дней даже при наличии, по утверждениям европейских правозащитников, террора со стороны восточногерманской контрразведки «штази». Я лично встречал многих из тех, кто искренне верил в «социализм на немецкой земле» и при этом не был партийным функционером или госчиновником «первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян».
Думаю, что история переселенки из Гамбурга, последовавшей за своим отцом – протестантским пастором, пытавшимся объединить церковь и социализм и поэтому получившем прозвище «красный священник», была более ординарной. Сама Меркель утверждает, что на 70% ее членство в FDJ являлось оппортунизмом. Я думаю, что такие «оппортунисты», представляя собой далеко не массовое явление, находились под пристальным вниманием «штази». Тем более что «красный священник» мог и не внушать доверия людям Мильке (последний и многолетний глава МГБ ГДР).
Следствием этого недоверия было не только наблюдение соглядатаев «штази» за семьей «красного священника», но и препятствия в определенных областях жизни, например в политической карьере. Судя по всему, у молодой Ангелы Меркель (в то время она носила фамилию Каснер) были политические амбиции. И только крах ГДР позволил этим амбициям осуществиться. Все остальное, на мой взгляд, – удача и трезвый расчет, в чем политику Меркель отказать нельзя. Достаточно вспомнить, как умело она «выжила» с политической арены своего духовного отца Гельмута Коля, когда представился удобный случай.
Другими словами, немецкий канцлер – это умный и опытный политический деятель, с недоверием, в силу личного опыта, относящийся к сотрудникам спецслужб. Иначе говоря, к таким, как Владимир Путин. Я думаю, что этим можно объяснить обошедшее многие мировые издания высказывание Меркель о Путине после общения с ним на встрече «двадцатки» в Австралии. Она сказала, что российский лидер «из другого мира».
Ее мир – это мир стандартного западного политика, который создается во многом под влиянием западных СМИ и нацелен на решение прежде всего сиюминутных и узкоконъюнктурных партийных и политических проблем. В этом мире только опросы общественного мнения имеют приоритет. И этим политики подобного уровня отличаются от Шредеров, Шмидтов и Колей.