Франк-Вальтер Штайнмайер считает, что Запад больше не может находиться в состоянии постоянного конфликта с РФ. Фото Reuters
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила вчера, что санкции нельзя впредь считать мягкой мерой. Одновременно глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предположил, что поиск политического решения на юго-востоке Украины займет десятилетия, но Запад не обязан все это время конфликтовать с Россией. Таким образом, в вопросе давления на Москву Европа все сильнее расходится с США.
Ключевой игрок ЕС – Германия – не отрицает санкции как инструмент влияния на Россию, но полагает, что это крайний вариант, к которому можно будет прибегнуть только в случае, если возможности дипломатического формата окажутся полностью исчерпаны. Евросоюз введет новые санкции, только если Минские соглашения будут грубо нарушены, предупредила канцлер ФРГ Ангела Меркель по итогам переговоров с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером: «Пока мы констатируем хрупкий режим прекращения огня, который нам бы хотелось сделать стабильным. Мы коснулись вопроса о санкциях, но главным вопросом было продолжение наших усилий и прекращение кровопролития».
Санкции могут нарушить переговорный процесс, инициаторами которого стали Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. Оба лидера крайне дорожат достигнутым прогрессом. Он дает шанс на постепенное восстановление нормальных связей между Москвой и европейскими столицами, в чем немало заинтересован Берлин.
Запад не может находиться в состоянии постоянного конфликта с Россией из-за ситуации на юго-востоке Украины, отметил в интервью Handelsblatt глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. Он произнес довольно сенсационную фразу: «Даже если на поиск политического решения уйдут долгие годы, а возможно, и десятилетия, мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы решить конфликт». Берлин дает понять, что войну на юго-востоке Украины, по сути, уже следует относить к числу затяжных конфликтов, каких на свете немало, и, как и в остальных случаях, лучший сценарий – заморозить его и по мере поиска политического урегулирования использовать как можно более конструктивные подходы.
Еще жестче поставила под сомнение санкции глава европейской дипломатии Федерика Могерини. Выступая в четверг на пресс-конференции в Хельсинки, она высказалась за то, чтобы ЕС преодолел подходы холодной войны в отношении России: «Нам нужно прекратить думать, что экономическое давление – это мягкая мера, потому что оно может быть очень жестким, и что военное воздействие – это жесткая мера, потому что оно может быть неэффективным, а порой и контрпродуктивным». «Мы должны преодолеть подходы 1950-х годов, когда мы делали различия между мягкими и жесткими мерами, – добавила Могерини. – Мы должны понять, что у нас есть большое количество инструментов, которые мы можем использовать с умом».
На этом фоне американцы, для которых основной инструмент – не дипломатия, а санкции, продвигают свою позицию, пользуясь тонкой гранью между соблюдающимся и сорванным перемирием. Так, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд в среду в комитете по иностранным делам палаты представителей заявила, что режим прекращения огня нарушался уже свыше 100 раз. В этой связи в Европе находится американская «санкционная команда», которая ведет обсуждение возможного ужесточения секторальных ограничений. Для Нуланд основанием для новых санкций будет являться дальнейшее нарушение Минских соглашений, в частности режима прекращения огня, или захват территорий (как она образно обобщила, санкционный режим будет усилен, «если Россия продолжит подливать масла в огонь на юго-востоке Украины»). А главный ее аргумент – важность согласованности действий США и ЕС при введении новых санкций. Уже сейчас озабоченность у нее вызывает ситуация под Донецком и под Мариуполем.
Гарри Каспаров (слева) и Михаил Саакашвили (справа) нашли союзников в сенате США. Фото со страницы Гарри Каспарова в Twitter |
По словам Нуланд, Россия с декабря перебросила сотни единиц боевой техники на юго-восток Украины и имеет там мощный командный штаб. Решение о поставках Киеву оружия еще не принято, уточнила она, отметив, что президент США Барак Обама консультируется с разными ведомствами. Аналогичные поставки готовы обеспечить и некоторые другие страны, но они ждут сигнала из Вашингтона. «Это искусственный конфликт, контролируемый Кремлем, подогреваемый российскими танками и тяжелыми вооружениями, финансируемый за счет российских налогоплательщиков», – убеждена Нуланд.
В Европе американскую позицию полностью разделяет Великобритания, представители которой подчас крайне резки в выражениях. Так, британский министр обороны Майкл Фэллон полагает, что Россия – это реальная опасность для Европы, так как может попытаться дестабилизировать Латвию, Литву и Эстонию. Министр назвал угрозу, которую представляет российский лидер, такой же большой, как угроза со стороны группировки «Исламское государство». Британский пример показателен: по сути, геополитическая стратегия США расколола европейские страны, пишет доктор юридических наук, специалист по международному праву Анри Тампл в статье на независимом французском портале Boulevard Voltaire. По мнению Тампла, в Европе образовались две фракции: одна настроена враждебно по отношению к России, другая (Франция, Германия, Италия) – реалистично.
Между тем в американском сенате заслушали российского оппозиционера Гарри Каспарова и экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. На заседании, посвященном «российской агрессии в Восточной Европе», а именно ситуации в Украине, Молдавии и Грузии, Каспаров призвал США и другие страны усилить изоляцию президента РФ Владимира Путина и как можно скорее приступить к поставкам оружия Украине (эту меру конгресс поддерживает). «Путин восстановил полицейское государство в России во всем представлении остального мира, и сейчас он достаточно уверен в своих силах, чтобы попытаться распространить это полицейское государство за рубежом», – заявил Каспаров.
Наблюдатели видят причину того, что США и ЕС разошлись в санкционном вопросе, в торгово-экономическом аспекте происходящего. На днях представитель Госдепартамента Мари Харф неожиданно жестко раскритиковала президента Кипра Никоса Анастасиадиса за визит в Москву и Санкт-Петербург, который тот совершил на прошлой неделе в целях развития бизнес-связей. Харф использовала тот же аргумент, что и Нуланд: США и Европа должны вести единую линию в давлении на Россию, рассинхронизация недопустима. Реакция Кипра на эти слова была гневной: мол, что-то по поводу агрессивной политики Турции на Кипрском полуострове таких озабоченностей не возникает. Это и ясно: нервы кипрского руководства напряжены до предела после записи в Twitter, сделанной послом США на Кипре Джоном Кенигом: «Что жители Кипра думают о событиях минувшей недели в России, как они видят их отсюда? Визит и заявления Анастасиадиса, убийство Немцова?» Дошло до того, что стали звучать предположения о необходимости отозвать посла.
Но вот что интересно: товарооборот России с ФРГ, по данным Федерального статистического ведомства Германии, снизился по итогам 2014 года на 11,7%, составив 67,7 млрд евро. Чего нельзя сказать о США. «Госдеп США: «Сейчас не время для бизнеса с Россией». A как же в 2014 году торговля США с Россией выросла на 7%? На ЕС давят, а сами делают деньги», – написал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в Twitter. Продолжая мысль о единстве курса всех и вся на давление, оказываемое на Россию, Пушков опубликовал и такой твит: «А не хотят ли McDonald’s и Coca-Cola поддержать санкции Обамы и избавить нас от своей продукции? Они будут верны принципам, а мы – здоровее».
Схожего мнения придерживаются в российском МИДе. В Москве выступают за снятие с России западных санкций, которые «наносят реальный вред экономике европейских стран и экономике России», сказал в четверг замминистра иностранных дел Алексей Мешков.