Генсек НАТО Марк Рютте анонсировал запуск миссии по обеспечению безопасности в Балтийском море. Фото Reuters
Президент Финляндии Александер Стубб организовал во вторник в Хельсинки встречу лидеров балтийских стран НАТО с целью обсудить «угрозу России в Балтийском море». Под главной угрозой подразумевается так называемый теневой флот РФ, который якобы используется для диверсионной деятельности и позволяет Москве обходить установленный странами G7 ценовой потолок на российскую нефть. Этот вопрос поднимался также в ходе визита премьера Финляндии Петтери Орпо в ОАЭ и на начавшихся в Брюсселе консультациях по поводу 16-го пакета антироссийских санкций.
В Евросоюзе к категории теневого флота относят суда без страховки и принадлежащие компаниям, не входящим в ЕС и G7. «Российский теневой флот использует «удобные флаги» и запутанные структуры собственности и управления, применяя при этом различные тактики для сокрытия происхождения своих грузов. В том числе перегрузку нефти с судна на судно, отключение автоматических идентификационных систем, фальсификацию позиций, передачу ложных данных и другие обманные и даже незаконные методы», – отмечается в докладе Европарламента. Согласно документу, теневой флот РФ не только минимально соблюдает правила, но и состоит из стареющих и плохо обслуживаемых судов, что представляет серьезный риск для безопасности судоходства и окружающей среды.
Все эти проблемы на Западе пытаются решить введением целенаправленных санкций. Благодаря им издержки РФ на использование таких танкеров существенно увеличиваются, поскольку они не могут работать в обычном режиме, пояснил спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан.
В рамках 14-пакета рестрикций против РФ Евросоюз впервые включил в санкционные списки 27 судов, в том числе 17 танкеров, транспортирующих нефть. В 15-й пакет внесены еще 52 танкера из третьих стран, которые, как утверждается, являются частью российского теневого флота.
16-й пакет санкций, консультации по которому во вторник начала Европейская комиссия со странами-членами, может существенно увеличить число подозрительных танкеров. Ведь таковых, по различным оценкам, от 400 до 600 судов.
Кроме того, как сообщило накануне Reuters, шесть стран ЕС уже призвали Еврокомиссию снизить предельную цену на российскую нефть, установленную странами G7 на уровне 60 долл. за баррель. Они утверждают, что такой шаг якобы уменьшит доходы Москвы, необходимые для продолжения СВО, и не вызовет шока на нефтяном рынке, поскольку он лучше обеспечен предложением, чем в 2022 году.
«Меры, направленные на ограничение доходов от экспорта нефти, имеют решающее значение, так как они уменьшают единственный важнейший источник доходов России», – говорится в письме Дании, Финляндии, Швеции, Латвии, Литвы и Эстонии в адрес руководства Еврокомиссии.
Поставившая под обращением подпись глава МИД Швеции Мария Мальмер Стенергард считает, что «чем ниже цены на российскую нефть, тем быстрее наступит мир». Согласно ее подсчетам, снижение цены на 10 долл. за баррель означало бы для России потери в размере 200 млрд долл. в год, что соответствует 15% российского оборонного бюджета.
В свою очередь, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон заявил, что его страна не находится в состоянии войны, но и не живет в мирное время. Он сообщил, что Швеция впервые предоставляет три корабля и самолет в патрульную миссию НАТО.
На встрече в Хельсинки лидеры семи стран НАТО решали, как усилить военное присутствие на Балтике. Фото Reuters |
В миссии по мониторингу судов, которые подозреваются в обходе санкций и создании угрозы безопасности, будут участвовать фрегаты и патрульные самолеты, а также небольшой арсенал морских беспилотников. Рютте не стал конкретизировать количество кораблей НАТО, направляемых в Балтийское море, поскольку их число будет меняться из недели в неделю. Кроме того, НАТО не хочет раскрывать точные данные «враждебным государствам». При этом страны альянса будут разрабатывать новые технологии для отслеживания подозрительных судов и осуществления подводного мониторинга в партнерстве с частным сектором, в том числе с передовыми технологическими компаниями.
«Любое нападение на нашу инфраструктуру встретит решительный ответ, – говорится в совместном заявлении саммита стран НАТО региона Балтийского моря. – Мы продолжаем улучшать наше сдерживание и укреплять оборону, модернизировать наши возможности, признавая настоятельную необходимость увеличения расходов на оборону для противодействия меняющимся угрозам безопасности».
Стубб представил список из 10 мер, направленных на защиту критической инфраструктуры Балтийского моря. Ведь целью саммита стран НАТО – Германии, Дании, Латвии, Литвы, Польши, Финляндии и Швеции – как раз и была своевременная реакция на недавние инциденты, когда трубопроводы и кабели в Балтийском море якобы были преднамеренно повреждены.
В двух случаях, произошедших в ноябре и на Рождество, речь шла о волоконно-оптическом кабеле, проходящем между Хельсинки и Ростоком. 25 декабря была перерезана линия электропередачи Estlink 2 между Финляндией и Эстонией. Финляндия задержала зарегистрированный на островах Кука танкер Eagle S, который заподозрили в том, что повреждение было нанесено его якорем. А финская таможня заявила, что танкер причастен к теневому флоту России. Как подчеркнул канцлер Германии Олаф Шольц в Хельсинки, все эти инциденты могут быть частью гибридной стратегии РФ, направленной против европейских государств.
На этом фоне премьер-министр Финляндии Петтери Орпо, находящийся в ОАЭ по случаю 50-летия дипломатических отношений между обеими странами, обсудил ситуацию вокруг теневого флота РФ. В Хельсинки считают, что ОАЭ превратились в важный «центр» поддержки такого флота. Согласно расследованию финских СМИ, зарегистрированные в Дубае компании владеют как минимум 55 судами российского теневого флота,
Изучив происхождение 149 судов, находящихся в санкционных списках ЕС, США и Великобритании, журналисты утверждают, что Россия создала международную сеть для обхода экономических рестрикций. Около трети судов якобы переименовались в течение месяца после введения санкций. Почти столько же танкеров сменили владельцев и управляющие компании. Более пятой части судов перешли под флаги стран, не подпадающих под санкции. Компании – владельцы танкеров находятся не только в Дубае, но и в Индии, Китае, небольших островных государствах, где легко скрыть истинное происхождение судов.