Теракты в Багдаде случаются практически ежедневно. Фото Reuters
Во всем мире в 2013-м было совершено почти 10 тыс. террористических атак, что на 44% больше, чем в предыдущем году. Об этом говорится в докладе «Глобальный индекс терроризма», опубликованном вчера австралийско-американо-британским Институтом экономики и мира (ИЭМ). В связи с усилением террористической деятельности в мире влиятельный Совет Европы предлагает дополнить Конвенцию по борьбе с терроризмом мерами уголовного преследования.
«Ни одна из угроз мировой безопасности, начиная от вспышки лихорадки Эбола и заканчивая конфликтом в Украине как основным вопросом безопасности Европы, не может отменить или затмить один простой факт: 2013-й оказался пиковым годом для мирового терроризма, учитывая не только ХХI век, но и весь период наблюдений с 1970-го», – говорится в докладе ИЭМ.
Численность жертв терактов в прошлом году выросла на 61% по сравнению с 2012-м. По данным ИЭМ, в 2013-м в результате терактов погибли 17 958 человек. То есть за прошедшие 12 лет после теракта 11 сентября 2001 года количество жертв терактов выросло почти в пять раз. Правда, в 2007–2011 годах благодаря наращиванию американского военного присутствия в Ираке удалось добиться некоторого снижения террористической активности и соответственно жертв. Резкий рост, как утверждает исполнительный директор ИЭМ Стив Киллели, возобновился в 2011 году после начала гражданской войны в Сирии.
Более 80% жертв терактов пришлось на пять стран – Ирак, Афганистан, Пакистан, Нигерию и Сирию. Ирак признан страной, наиболее пострадавшей от действий экстремистов. В 2013 году боевики осуществили там около 2,5 тыс. терактов, в ходе которых погибли 6,4 тыс. человек. Более чем 90% атак происходили в странах, где зафиксированы серьезные нарушения прав человека.
Россия заняла 11-е место среди стран, пострадавших от терроризма. В докладе отмечается, что в 2013 году в РФ произошло 120 терактов, жертвами которых стали 136 человек, а 269 получили ранения.
Растет не только число жертв терактов. Международный терроризм расширяется в географическом отношении. Если в 2008 году число стран, где от рук террористов погибло более 50 человек, было 19, то в 2013-м – уже 24. Помимо вышеназванных пяти стран активнее всего террористы действуют в Анголе, Бангладеш, Бурунди, ЦАР, Береге Слоновой Кости, Эфиопии, Иране, Израиле, Мали, Мексике, Мьянме, Шри-Ланке и Уганде.
Ответственность за большинство произошедших атак лежит на четырех группировках – «Талибане», «Боко Хараме», «Исламском государстве» и «Аль-Каиде». Чаще всего они применяют взрывчатку, тогда как смертники осуществили только 5% всех терактов начиная с 2000 года. Все они используют идеологию, базирующуюся на экстремистской интерпретации ваххабизма. «Чтобы противостоять такому подъему религиозного экстремизма, в среде ислама нужно культивировать умеренное суннитское богословие», говорится в докладе. При этом подчеркивается, что влиять на экстремистов необходимо изнутри исламского мира, а не извне.
По данным экспертов, самыми многочисленными силами обладает «Талибан». Численность талибов оценивается в 36–60 тыс. человек, ИГ – 20 тыс., «Аль-Каиды» – 3700–19 тыс., а «Боко Харам» – от 500 до 9 тыс. бойцов. Однако ИГ представляет сегодня собой наибольшую опасность. Боевики ИГ в Сирии и Ираке совершают военные преступления и проводят политику неприкрытого террора на подконтрольных им территориях, говорится в отчете, подготовленном в конце минувшей недели следователями при Совете по правам человека ООН.
«Власть террора: жизнь под контролем «Исламского государства» в Сирии» – первое подробное исследование тактики экстремистской группировки, в основу которого легли показания более 300 очевидцев, а также фотографии и видеоматериалы, распространяемые боевиками. В нем говорится, что ИГ представляет собой высокоорганизованную иерархическую структуру, которая преследует цель создания на подконтрольных территориях халифата. Террористы имеют постоянный доступ к получению современного вооружения и экипировки – не только автоматических винтовок M4 и приборов ночного видения, но и переносных зенитно-ракетных комплексов, способных сбивать гражданские самолеты на высоте до 6 тыс. м.
ИГ уже признали самой богатой террористической организацией в мире с годовым бюджетом 2 млрд долл. Основные поступления обеспечивает продажа нефти с подконтрольных месторождений на черном рынке. Другой источник дохода – вымогательство денег у предпринимателей. Зачастую выплаты достигают 50 тыс. долл. в месяц.
В исследовании также говорится, что среди боевиков ИГ в Сирии немало иностранцев, которые успешно используют социальные сети и Интернет для пропаганды своих идей и действий. Не стало исключением 16-минутное видео убийства американца Питера Кэссига, выложенное в Сеть в минувшее воскресенье.
Одного из палачей уже удалось идентифицировать. По данным прокуратуры Франции, это 22-летний француз Максим Ошар. В июле он рассказал французскому телеканалу BFM через Skype, что присоединился к ИГ в 2013 году, добавив: «Личная цель всех членов – мученичество. Это самая большая награда».
Еще один боевик предположительно является британцем по прозвищу Джихадист Джон. ФБР и британская разведслужба МИ-5 почти наверняка установили его личность, однако пока ее не раскрывают. Джихадист Джон был замечен и в предыдущих видео ИГ с обезглавливанием западных заложников: британцев Алана Хеннинга и Дэвида Хэйнса и американских журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа.
Тем временем Комитет экспертов Совета Европы по терроризму (КОДЕКСТЕР) пришел к согласию о необходимости принятия мер уголовного характера для укрепления борьбы с терроризмом и джихадизмом в 47 государствах-членах. Речь идет о принятии в 2015 году дополнительного протокола к Конвенции о предупреждении терроризма, что позволит устанавливать уголовную ответственность за вербовку, подготовку и финансирование проезда европейцев в зоны конфликтов. Перед лицом растущего числа граждан европейских государств, прибывающих в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях в рядах ИГ, а затем возвращающихся домой с намерением совершения там терактов, принятие документа придаст единообразие законодательству европейских стран.
По данным Международного центра исследований радикализации и политического насилия, оказавшихся в распоряжении «НГ», в период между декабрем 2013-го и октябрем 2014 года больше всего желающих сражаться на стороне экстремистов прибыло в Сирию из России – 800 человек. Далее идут 488 выходцев из Британии, 412 из Франции, 400 из Турции, 296 из Бельгии, 240 из Германии, 152 из Нидерландов, 84 из Дании, 80 из Швеции. Эксперты ИЭМ прогнозируют, что данные по терактам и их жертвам будут в 2014 году еще хуже, чем в предыдущем.