Российские космонавты Александр Скворцов (справа) и Олег Артемьев (в центре) прибыли на МКС вместе с американским астронавтом Стивеном Свонсоном. Фото Reuters
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард считает, что санкции, введенные против России Евросоюзом и США, принесли бесспорный эффект, вызвав отток капитала из страны. Как отмечают наблюдатели, это связано с нагнетанием нервозности в мире бизнеса с помощью риторики и политических жестов. Для обсуждения дальнейших, возможно, более радикальных шагов президент США Барак Обама вчера встретился с ключевыми лидерами Конгресса от обеих палат и партий.
В беседе с журналисткой Джуди Вудрафф в передаче PBS NewsHour на американском телеканале PBS Лагард заявила, что западные санкции повлияли на российскую экономику.
«Когда видишь объем оттока капитала из России за пару последних месяцев и если посмотреть на решение Центрального банка изменить кредитно-денежную политику, явно видишь последствия обсуждения санкций и самих санкций, – отметила она. – Знаете, этот массовый отток явно свидетельствует о том, что деньги уходят из страны».
Действительно, петля финансовых ограничений затягивается вокруг России, так как игроки предпочитают снижать риски. Западные банки усложнили платежные процедуры по сделкам с российскими сталью и зерном, например, требуют, чтобы груз уже был помещен на судно. Как передает Reuters, они боятся, что ситуация критически ухудшится или же санкции против России коснутся их непосредственно.
Интересно, что санкции пока носят либо гипотетический, либо символический характер (не случайно Лагард обмолвилась об «обсуждениях»), но в деловом мире они создают нервную обстановку. Это можно сказать и о звучащих в Конгрессе требованиях, чтобы Обама увеличил экспорт природного газа в Европу, и о странном демарше Швейцарии, которая запретила россиянам, включенным ЕС в санкционный список (всего 33 человека), создавать на своей территории новые активы, но уже имеющиеся – не заморозила.
Получается, что эффект от санкций, о котором упомянула Лагард, косвенный, и западные политики, по сути, просто пугают своих игроков и тем самым тормозят бизнес. Об этом на форуме «Северное измерение» в Петербурге говорил вчера председатель правления Ассоциации европейского бизнеса, глава московского представительства E.ON Ruhrgas AG Райнер Хартманн: «Принимается слишком много подчас иррациональных политических решений, и это отражается и на европейском, и на российском бизнесе».
По мнению замглавы представительства ЕС в России Свена-Олова Карлссона, Евросоюзу и РФ следует воздержаться от необоснованных препятствий развитию торговли. «Повышается взаимозависимость нашего бизнеса, и это не проблема, а достижение. Мы должны работать далее, чтобы развивать сотрудничество, особенно в торговле и инвестициях», – полагает он. По словам чиновника, объем торговли между ЕС и России составляет 340 млрд евро в год.
Формальным является сворачивание США сотрудничества с РФ в космической отрасли, его значение и так падало. Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) заявило, что приостанавливает большую часть контактов с Федеральным космическим агентством (Роскосмос). Единственным исключением станет работа на Международной космической станции (МКС) – наиболее значимая область сотрудничества, ликвидация которой нанесла бы серьезный урон космической программе США, отказавшихся от шаттлов в 2011 году, после чего РФ обрела монополию на доставку экипажей на орбитальную станцию. Неделю назад корабль «Союз ТМА-12М» высадил на МКС россиян Александра Скворцова и Олега Артемьева и американца Стивена Свонсона. Услуги стоят НАСА до 70 млн долл. за место. Новая собственная программа пилотируемых космических полетов в США планируется к запуску в 2017 году.
Ограничения, таким образом, коснутся поездок сотрудников НАСА в Россию и аналогичных визитов представителей Роскосмоса на объекты НАСА, двусторонних встреч, обмена сообщениями по электронной почте, теле- и видеоконференций. Это понижает отношения НАСА и Роскосмоса до уровня, который у американцев существует в этой сфере с китайцами, – в случае с Пекином мотивом является страх кражи технологий. Кроме того, министр обороны Чак Хейгел приказал пересмотреть использование российских двигателей РД-180 в ракетах-носителях «Атлас V», выводящих на орбиту американские военные спутники. Теперь изучаются последствия этого шага. Космос перестает пользоваться репутацией аполитичного пространства, где Москва и Вашингтон при любых трениях сохраняли рабочие отношения, и в правящих кругах США есть опасения, что ответом России на разрыв станет приостановка взаимных инспекций ядерных сил по договору СНВ-III.
Символическим можно считать и замораживание сотрудничества США с Россией по ряду проектов в области мирного атома, и отказ Пентагона далее обсуждать с Москвой вопросы ПРО. Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков уверен, что сотрудничества по противоракетной обороне фактически и не было. «Шли невнятные разговоры относительно создания информационного центра, в котором мы будем обмениваться информацией. Нам предлагали какие-то договоренности относительно сотрудничества военных специалистов в этой области, но это тоже очень неконкретно, размыто. Поэтому, когда отказываются от сотрудничества, которое было на словах, на уровне вежливых улыбок и невнятных обещаний, я думаю, что это не тот шаг, который может произвести впечатление на Россию», – пояснил он. При этом депутат обратил внимание на то, что экономические санкции европейских стран в отношении РФ нанесли бы большой ущерб им самим.