Фото Reuters
11 февраля 2014 года в помещении секретариата состоялись презентация и обсуждение очередной публикации ВТО – «Выход на глобальные рынки», подготовленной в рамках программы «Кафедры ВТО» (WTO Chairs Programme).
Эта программа начала действовать в 2010 году, то есть в период серьезных трудностей ВТО в связи с пробуксовкой Дохийского раунда переговоров. Именно тогда возникла идея развития прямых связей и сотрудничества между ВТО и академическими кругами развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
На первом этапе осуществления программы (2010–2013) в ней при поддержке секретариата ВТО участвовали университетские ученые из 14 стран: Аргентина, Барбадос, Индонезия, Иордания, Кения, Китай, Маврикий, Мексика, Намибия, Россия, Сенегал, Сингапур и Чили.
Каждый участник программы должен был в течение четырех лет изучить основные трудности, с которыми сталкивается его страна при вхождении в глобальную систему внешнеторговых связей, а затем определить наиболее эффективные пути преодоления этих трудностей. Результаты проведенных исследований были обсуждены летом прошлого года и после учета замечаний и пожеланий собраны в книге объемом 216 страниц, вызвавшей большой интерес.
Несмотря на крайнее разнообразие и специфику внешнеэкономических проблем охваченных стран, читатель подводится к целому ряду общих выводов. Один из них, как отметил во вступительном слове генеральный директор ВТО Роберто Азеведо, заключается в том, что главным препятствием для увеличения и диверсификации экспорта остаются многочисленные нетарифные барьеры. При этом ограничительный эффект некоторых из них в последнее время не только не уменьшился, но даже возрос.
Прежде всего такая тенденция наблюдается по санитарным и фитосанитарным мерам, которые становятся более строгими, что объясняется действием ряда объективных факторов. Так, по мере интенсификации сельскохозяйственного производства расширяется применение химикатов и возрастает опасность их вредного воздействия на человека. Глобализация товарообмена усиливает риски трансграничного распространения болезней, а также вредных насекомых и растений. В то же время в мире растет интерес к здоровой пище и к высококачественным товарам, отвечающим более жестким стандартам. Наконец, недавний глобальный кризис вынудил некоторые фирмы ослабить контроль над качеством своей продукции.
Сложная проблема санитарных барьеров особенно подробно рассмотрена в разделах, подготовленных профессорами из университетов Аргентины, Кении и Сенегала. По их мнению, главный путь ее решения – укрепление сотрудничества и взаимопонимания между экспортерами и импортерами. Вместе с тем авторы убедительно показали, как взятие на себя и гарантированное соблюдение экспортерами повышенных санитарных и других стандартов позволяют расширить экспорт и получать более высокие цены.
Еще один общий вывод можно сделать о растущей роли различных экономических союзов и группировок в содействии развитию экспорта из участвующих в них стран. В этом отношении в книге приведены наглядные примеры из опыта функционирования Общего рынка южноамериканских стран (Mercosur), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), Восточно-Африканского сообщества (EAC), Южно-Африканского таможенного союза и некоторых других.
К сожалению, в разделе по России вопросы регионального сотрудничества не получили должного освещения. Этот раздел, посвященный проблемам интегрирования нашей страны в многостороннюю торговую систему, был подготовлен «тройкой» ученых с кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета. Большое место в разделе занимает обзор основных тенденций в развитии российской внешней торговли, ее динамики, товарной структуры и географического направления. Авторы сосредоточились также на проблемах, с которыми неизбежно столкнутся частный сектор и правительственные органы при адаптации к последствиям присоединения России к ВТО. При этом они скорее поднимают важные вопросы, чем дают на них ответы. По их мнению, выраженному в заключении, «ключевой вопрос заключается в том, как отечественная промышленность будет приспосабливаться к иностранной конкуренции. Какие секторы окажутся действительно конкурентоспособными, а над какими нависнет угроза? Какие политические меры поддержки смогут выработать российские федеральные власти, не нарушая правила ВТО? Какой уровень защиты потребуется? Таковы некоторые из ключевых вопросов, которые придется решать политикам» (стр. 114).
После кратких выступлений авторов всех 14 разделов на презентации состоялась оживленная дискуссия. Особенно содержательным показалось выступление постоянного представителя Швеции при ВТО посла Иоакима Рейтера. Прежде всего он напомнил, что высокий уровень экономического развития, благосостояния и качества жизни в его стране первоначально достигался путем наращивания производства и экспорта сырья – лесных товаров и железной руды. Соседние Норвегия и Финляндия также многого добились путем оптимального использования своих сырьевых ресурсов (лес, рыба, углеводородное сырье), показав, что «залог успеха не в том, какие товары экспортируются, а в том, как и на что расходуется экспортная выручка». Таким образом, опыт северных стран ставит под сомнение «теории» голландского синдрома, сырьевого проклятия, подсадки на нефтегазовую иглу и т.п.
Призывая отказаться от идеологических догм в пользу прагматических подходов, посол Швеции привел в качестве примера решение о прекращении государственной поддержки шведской судостроительной и автомобильной промышленности. Такое решение привело к ликвидации национального судостроения, закрытию заводов Saab и продаже предприятия Volvo китайскому концерну. Однако, как показал анализ, Швеция оказалась в выигрыше, направив освободившиеся средства в образование и здравоохранение, приумножив таким образом человеческий капитал.
С заключительным словом выступил заместитель генерального директора ВТО Йи Ксяоджун, положительно оценивший результаты выполнения программы «Кафедры ВТО» в 2010–2013 годы. Он также объявил, что программа будет продолжена, хотя и в сокращенном виде, – в 2014–2017 годах в ней примут участие ученые не из 14, а из 7 стран.
Женева