Фото Reuters
Берлин становится для украинской оппозиции основным европейским зарубежным ориентиром. Федеральный канцлер Ангела Меркель приняла в понедельник лидеров УДАРа Виталия Кличко и «Батькивщины» Арсения Яценюка. Затем они получили напутствия в бундестаговской фракции ХДС/ХСС и в заключение были приглашены в МИД на встречу с его главой Франком-Вальтером Штайнмайером. В своей линии в украинском вопросе Берлин учитывает итоги обсуждения этой темы в ходе визита Штайнмайера в Москву.
Приглашение двух вожаков майдана к канцлерин – это, несомненно, демонстративный жест поддержки противников президента Виктора Януковича и поощрения их дальнейшего противостояния с действующей властью. И одновременно, конечно, форма дальнейшего давления на нее Берлина. Соответствующие рекомендации в ведомстве канцлерин даны: энергично добиваться формирования нового правительства и реформы Конституции. Именно в таком ключе Ангела Меркель пообещала, что «Германия и ЕС сделают все для содействия позитивному выходу из кризиса».
Вместе с тем глава федерального правительства, очевидно, не испытывает желания безоглядно взять сторону своих украинских гостей. Они явились в Берлин с требованиями введения санкций.
Накануне Кличко заявлял со страниц массовой газеты Bild: «Мы уже месяцами требуем блокирования счетов и запрета на поездки в ЕС членов правительства и намерены в этой связи получить сейчас четкий сигнал». Но канцлерин отвергла это, расходясь в этом с американским подходом.
То же самое произошло с просьбами о том, чтобы Германия открыто взяла на себя главную роль в урегулировании украинского кризиса.
Де-факто она весьма значительна и видна невооруженным глазом. Но, как подчеркнул в понедельник представитель правительства, оно «поддерживает Кэтрин Эштон в ее усилиях содействовать переговорам между правительством и оппозицией в Киеве. Это для нас европейская дело. Роль могут сыграть также ОБСЕ и Совет Европы».
Тактическая сдержанность Берлина очевидна. Во-первых, нет полной уверенности в том, как еще повернутся события в Украине. Во-вторых, немецкая политика слишком явно делает ставку на Виталия Кличко, который как боксер чрезвычайно и давно популярен в Германии, жил в ней, свободно владеет немецким. Как политик и лидер это, однако, еще «вещь в себе», а его немецкая ангажированность может сыграть на выборах против его кандидатуры. В-третьих, немцы не могут не опасаться того, во что им финансово обойдется урегулирование по одностороннему западному лекалу.
Пока в беседе с канцлерин упоминалась лишь срочная западная помощь чуть более 600 млн евро, но и то при условии – сначала политические реформы.
Однако еще более существенны для Берлина отношения с Россией. Бросать ей вызов в украинском вопросе объективно ни в политических, ни экономических интересах немцев. Любопытно предупреждали ли об этом украинских оппозиционеров не прямо так косвенно в беседах Меркель или Штайнмайера, который на днях обсуждал среди прочего в Москве и украинскую тему. Тогда Штайнмайер поднимал вопрос об ОБСЕ, но по мнению главы российского МИДа Сергея Лаврова, посредничество между украинскими властями и оппозицией уместно лишь по их взаимной просьбе. Но необходимость поиска какого-то выхода не отпадает.
Тем временем вчера стало известно, что Россия на этой неделе приобретет следующий транш еврооблигаций Украины на 2 млрд долл. Об этом сообщил глава Минфина РФ Антон Силуанов.
Как известно, в конце прошлого года Москва приняла решение вложить в еврооблигации Украины до 15 млрд долл. Вскоре был выкуплен первый транш на 3 млрд долл.. Об этом, сообщил глава Минфина РФ Антон Силуанов. "На этой неделе, на два миллиарда", - сказал журналистам Силуанов,