На этой неделе долгожданная гуманитарная помощь пришла в осажденный Хомс. Фото Reuters
Россия выдвинула собственный проект резолюции Совбеза ООН по гуманитарной помощи Сирии. Его бурное обсуждение, как и представленного Западом варианта, состоялось вчера за закрытыми дверями в Нью-Йорке. Хотя решение по ним ожидается на будущей неделе, Москва предупредила, что заблокирует западный проект.
Совет Безопасности ООН провел в четверг (в ночь на пятницу по московскому времени) закрытые консультации по Сирии. Представители 15 стран – членов СБ приступили к обсуждению двух проектов резолюции об оказании помощи населению Сирии, страдающему от военного конфликта между властями и оппозицией. Один проект был подготовлен представителями Австралии, Люксембурга и Иордании, другой в среду вечером представила Россия.
На момент подписания этого номера «НГ» в печать детальное содержание российского проекта было неизвестно. С некоторыми разъяснениями выступил вчера на пресс-конференции в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров. «Это не поправки к проекту, который внесли Люксембург, Австралия и Иордания, — сказал он. – Это наше видение того, какую роль СБ ООН может сыграть, если мы хотим содействовать решению проблем, а не антагонизировать ту или иную сторону (конфликта). Потому что подобные попытки приведут лишь к поляризации позиций сторон: одна сторона будет считать, что ее дискриминируют, а другая сторона, в данном случае оппозиция, будет считать, что ей все дозволено, потому что ее Совет Безопасности осуждать не собирается». По словам Лаврова, отличие западной резолюции от российского понимания ситуации состоит в том, что «они очень выборочно толкуют эту ситуацию, взваливают всю вину на режим, не уделяют должного внимания создаваемым в гуманитарной плоскости действиями боевиков проблемам».
Текст же западного проекта, активно поддерживаемого Великобританией, США и Францией, попал в руки журналистов еще в понедельник. В нем в ультимативной форме и под угрозой санкций содержится требование обеспечить полный гуманитарный доступ к гражданскому населению в Сирии в течение 15 дней. «Сам по себе ультиматум – за 15 дней раскрыться со всех сторон вопреки принципу уважения суверенитета Сирии, чтобы конвои могли следовать в различные части страны без согласия центральных властей, – является санкцией», – утверждает Лавров.
Россия считает подобные требования неприемлемыми. «Мы на это пойти не можем, – предупредил глава МИД РФ. – Россия отстаивает необходимость сконцентрироваться на практической работе». Хотя делать это гораздо сложнее, нежели принимать резолюции в ООН.
Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин накануне заявил, что предложенная Западом резолюция может подорвать усилия по урегулированию в Сирии на фоне переговоров в Женеве. Замминистра иностранных дел Геннадий Гатилов назвал этот проект политизированным и нацеленным на создание базы для последующих силовых акций против сирийского правительства в случае невыполнения каких-то требований, заложенных в нем. «В том виде, в каком резолюция сейчас готовится, она для нас неприемлема, и мы, конечно, ее не пропустим», – отметил Гатилов. По его словам, Россия рассчитывает на поддержку некоторых членов Совбеза, в первую очередь Китая.
О том, что Россия усилила сопротивление западному проекту резолюции, указали на пресс-конференции в Вашингтоне Барак Обама и Франсуа Олланд. «Среди большинства членов Совбеза велико единодушие в отношении этой резолюции, но Россия уклоняется», – сказал президент США. Он фактически возложил ответственность за крайне тяжелую гуманитарную ситуацию в Сирии не только на власти страны, но и на «русских, если они блокируют подобные резолюции».
В свою очередь, французский лидер недоумевал, почему Россия не согласна с представленным Западом проектом. «Как можно возражать против гуманитарных коридоров? Зачем препятствовать выносу резолюции на голосование, если, положа руку на сердце, единственная цель – спасение людских жизней?» – цитирует Олланда Washington Times.
Реакция российского МИДа не заставила себя ждать. «Вряд ли наши американские партнеры не владеют реальной информацией о динамике развития событий в Сирии на гуманитарном и разоруженческом треках. В связи с этим возникает вопрос: почему заведомо и в тенденциозном ключе искажается позиция Российской Федерации по Сирии?» – заявил официальный представитель МИДа Александр Лукашевич. По его словам, стремление переложить вину с больной головы на здоровую – это очередная попытка дезинформировать международную общественность и создать необходимый пропагандистский фон для продавливания через Совбез ООН несбалансированной и контрпродуктивной резолюции.