Фото Reuters
Сегодня завершится первый этап межсирийских переговоров в Женеве, от которого особого прогресса уже не ждут. Делегации официального Дамаска и оппозиции должны будут вернуться на второй раунд ориентировочно 10 февраля и показать, насколько успешно им удалось выполнить полученное в Женеве домашнее задание. Контролировать этот процесс поручено России и США, имеющим влиянием на обе стороны конфликта, который грозит обернуться фрагментацией страны.
Уже ясно, что, несмотря на существенные разногласия, ни делегация правительства Сирии, ни представители Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сир (НКСРОС) не собираются досрочно покидать Швейцарию, хлопнув дверью. Первый раунд дискуссий, который вчера вновь проходил в одной комнате при посредничестве спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдара Брахими, завершится, как и планировалось, 31 января.
Как сообщил «НГ» источник в постпредстве РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве, «значимых практических решений, кроме касающихся выдачи пленных и предоставления гуманитарной помощи, пока не найдено, но и ощущения безнадежности нет». Примерно в таком же духе высказался и Брахими: «Разрыв в позициях сторон достаточно большой. Я и не ожидал какого-то результата на этот раз. Лед трогается медленно, но он трогается. Надеюсь, что второй раунд будет более конструктивным и продуктивным».
Свидетельством хоть какого-то продвижения стали стартовавшие накануне «очень предварительные», как сказал Брахими, дискуссии о переходном управляющем органе в Сирии. Судя по заявлениям эмиссаров НКСРОС, они рассчитывали начать вчера обсуждение количественного состава будущего правительства и его полномочия.
«Мы готовы обсуждать абсолютно все положения Женевского коммюнике, шаг за шагом, от первого до последнего пункта», – сказал, в свою очередь, министр информации Сирии Омран аз-Зоуби. То есть решение правительственной делегации обсудить коммюнике от 30 июня 2012 года принято с оговоркой: реализация базового документа по сирийскому урегулированию «не должна начинаться с восьмого пункта». Делегация Дамаска не только называет борьбу с терроризмом своим приоритетом, но и утверждает, что это принцип, лежащий в основе Женевского коммюнике.
Во избежание срыва переговоров Брахими призвал к тому, чтобы в процессе активнее участвовали инициаторы Женевы-2 – Россия и США. «Я нахожусь в контакте с русскими, с американцами и с другими, – отметил он. – У американцев есть контакты с оппозицией, у русских – с правительством, а отношения между Россией и США хорошие. Так что они все говорят друг с другом и используют свои способности к убеждению, которые превосходят мои собственные способности убеждать».
Действительно, контуры участия в переговорном процессе России и США проступили в последние дни отчетливее. В среду российская команда дипломатов и экспертов обсуждала ход переговоров с первым замминистра иностранных дел Сирии Фейсалом Мекдадом. «Сирийская сторона подтвердила свою готовность обсуждать все вопросы повестки дня, включая политические и гуманитарные», – говорится в микроблоге российской миссии в Женеве в Twitter. По словам члена этой команды, прежде чем обе делегации возьмут тайм-аут, им будет дано домашнее задание, чтобы они могли выйти на компромиссные договоренности.
Переговоры между сторонами сирийского конфликта остаются в поле зрения глав внешнеполитических ведомств России и США. Эта тема будет в центре встречи Сергея Лаврова и Джона Керри на полях открывающейся сегодня в Мюнхене 50-й Международной конференции по безопасности. А в среду они по телефону обменялись мнениями по ситуации в Сирии в контексте Женевы-2. «В беседе госсекретарь настаивал на том, чтобы Россия оказала помощь в вопросе доставки гуманитарной помощи в Хомс, – сообщила на брифинге в Вашингтоне представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки. – Сейчас 12 грузовиков со 100 тоннами продовольствия ждут разрешения на въезд в Хомс». Кроме того, Керри говорил о необходимости оказания давления на власти, чтобы ускорить вывоз из Сирии химического оружия.
Согласно обнародованному 28 января докладу генсека ООН Пан Ги Муна, операция по ликвидации смертоносного оружия отстает от графика. Наиболее ядовитые вещества не были вывезены в срок до 31 декабря 2013 года, установленный Организацией по запрещению химического оружия. «Приближается и крайний срок для вывоза всех остальных химических веществ, установленный на 5 февраля 2014 года», – отметил Пан Ги Мун. На данный момент норвежским и датским судами вывезено около 5% общего запаса химического оружия Сирии, составляющего 630 тонн.
Вчера проблематика химического разоружения в Сирии обсуждалась замминистра иностранных дел РФ Сергеем Рябковым со старшим заместителем госсекретаря США Уэнди Шерман, находившейся в Москве для участия в заседании политдиректоров G8. С российской стороны подчеркивалось, что делегации в Женеве должны договориться об общем видении будущего страны. Его центральными элементами должны стать объединение усилий в борьбе с терроризмом, гарантия прав и безопасности всех этнических и религиозных групп, подтверждение суверенитета и территориальной целостности страны.
Иначе в Сирии может сложиться патовая ситуация. «В стране не наблюдается движения к решающему перелому в пользу какой-то из противоборствующих сторон, – сказал в беседе с «НГ» в Монтре сирийский политолог на условиях анонимности. – Более того, наблюдается большая вероятность фрагментации Сирии – ее фактического расчленения на ряд неких образований. Центральная власть в Дамаске не может контролировать многие регионы многонациональной страны. Сторонам как можно скорее следует договориться о создании коалиционного правительства».