Белый дом и Кремль готовятся сформулировать новую повестку дня и приложат все усилия, чтобы не позволить Эдварду Сноудену сорвать стратегический диалог. По мнению политологов, стороны найдут способ отправить экс-сотрудника ЦРУ в Латинскую Америку до встречи глав МИДов и Минобороны 8–9 августа в Вашингтоне и саммита США–РФ 3–4 сентября в Москве.
Спикер Палаты представителей Конгресса Джон Бейнер так отреагировал на призыв своего однопартийца сенатора-республиканца Линдси Грэма бойкотировать Олимпийские игры–2014 в случае получения Сноуденом убежища в РФ: «Зачем наказывать американских спортсменов, тренировавшихся в течение трех лет, чтобы участвовать в Олимпиаде, из-за предателя, не способного найти места, которое назвал бы домом?»
Похожим был комментарий и другого республиканца – Джона Маккейна. «Есть множество вариантов, как мы можем поступить, но я считаю, что наш прошлый опыт бойкотирования Олимпийских игр (в 1980 году в Москве. – «НГ») был не очень удачным», – сказал сенатор.
«Если нам и следует извлечь какие-либо уроки из американского бойкота 1980 года, то они заключаются в том, что олимпийские бойкоты не работают, – заявил представитель НОК Патрик Сэндаски. – Наш бойкот Олимпийских игр 1980 года не способствовал успешному решению лежавшего в его основе конфликта (ввод советских войск в Афганистан. – «НГ»)». Идея Грэма показалась плохой и представителю администрации Джею Карни.
Грэм также предположил, что Барак Обама должен пересмотреть планы поездки в Санкт-Петербург в сентябре на саммит «большой двадцатки». Эта перспектива кажется маловероятной, но есть признаки того, что под угрозой предшествующая саммиту встреча двух президентов в Москве. Карни пока уходит от прямого ответа на вопрос о судьбе российско-американского саммита, хотя на брифинге в Вашингтоне его задавали трижды. «Как я говорил накануне, президент намерен приехать в Россию на саммит «большой двадцатки». И мне нечего добавить к тому, что мы уже говорили в прошлом по поводу поездки президента в сентябре», – отрезал представитель Белого дома.
По словам директора Института США и Канады РАН академика Сергея Рогова, российско-американские отношения сейчас находятся на критической развилке. Повестка дня разрядки выполнена, и на саммите «большой восьмерки» Обама и Путин договорились выработать новую повестку. Это как раз и планировалось сделать на встрече в Москве в сентябре. Но возникло такое непредвиденное обстоятельство, как «казус Сноудена». Экс-сотрудник ЦРУ оказался в юридическом вакууме, после того как американские власти аннулировали его паспорт. Его нельзя отправить в Латинскую Америку, где его готовы принять, пока не будут улажены юридические формальности.
«То, что Сноуден хочет подать документы на политическое убежище в России, конечно, вызвало очень жесткую реакцию в США, особенно со стороны республиканцев, которые обвиняют Обаму в трусости, предательстве, пресмыкании перед Москвой, – сказал Рогов в беседе с «НГ». – Поэтому Обама не может подтвердить намеченную на начало сентября встречу с Путиным, пока не будет разрешено «дело Сноудена». Думаю, это хорошо понимают и в России. Обаму разорвут на части, если он прилетит в Москву, а там его будет встречать Сноуден. Поэтому пауза, которую взял Белый дом, демонстрирует: Сноудена надо убрать из России до того, как сюда приедет Обама».
По прогнозу Рогова, «способ, который позволит отправить Сноудена в Южное полушарие, будет найден в ближайшее время». Он надеется, что речь идет о нескольких днях, а не неделях. «8–9 августа в Вашингтоне состоится встреча в формате «2 на 2» (Сергей Лавров и Сергей Шойгу с Джоном Керри и Чаком Хейгелом), – напомнил эксперт, – и я думаю, что к этому сроку выход по Сноудену будет найден».
«Саммит в Москве, если не будет найдено решение проблемы Сноудена, может оказаться под угрозой, – полагает Рогов. – Это очень жалко, потому что сейчас речь идет о начале новых переговоров по ядерным делам, другим военно-стратегическим проблемам, по развитию торгово-экономических отношений».
Как уточнил взаимодействовавший со Сноуденом журналист Guardian Гленн Гринвальд в интервью телеканалу MSNBC, от самого информатора, по сути, больше ничего не зависит: «Думаю, сложилось неправильное представление о том, продолжит ли он утечки. Он перепоручил нам тысячи документов много недель назад, когда еще был в Гонконге, и именно мы решали, какие сюжеты публиковать и в каком порядке. Насколько я знаю, у него нет намерения раскрыть нам еще какие-то документы».