Нелегальные поставки питают локальные войны.
Фото Reuters
Генассамблея ООН абсолютным большинством поддержала возобновление переговоров о заключении Международной конвенции о регулировании мировой торговли оружием. Авторы документа надеются таким образом ограничить приток оружия в наиболее конфликтные регионы планеты, прежде всего в Африку, Латинскую Америку и на Ближний Восток. Однако ведущие экспортеры, среди которых Россия и США, проявляют осторожность, опасаясь, что их интересы могут пострадать.
За проведение нового раунда переговоров проголосовали 133 страны, 17 воздержались. Против не высказалось ни одно государство. Спонсорами принятой резолюции стали Аргентина, Австралия, Коста-Рика, Финляндия, Япония, Кения и Великобритания. Предполагается, что текст конвенции будет согласован в ходе международной конференции, которая пройдет в штаб-квартире ООН 18–28 марта 2013 года.
Напомним, предыдущая попытка достичь соглашения была предпринята в июле текущего года, но тогда переговорам помешала позиция США, РФ и Китая, которые заявили, что им нужно больше времени, чтобы взвесить все «за» и «против».
Эти страны являются крупными экспортерами оружия и нередко используют поставки в политических целях, чтобы насолить конкурентам или поддержать союзников. Так, США продают боевую технику Тайваню, что вызывает бурные протесты Пекина. Китай, в свою очередь, поставляет продукцию военного назначения в Судан, где только сравнительно недавно закончилась гражданская война и не урегулирован конфликт в Дарфуре. Россия продолжает выполнять оружейные контракты, подписанные ранее с Сирией, ссылаясь на отсутствие санкций ООН.
Конвенция потребует, чтобы все страны-участницы приняли законы, регулирующие торговлю обычными вооружениями и деятельность торговцев оружием. Участники договора возьмут на себя обязательства не поставлять оружие за рубеж, если это нарушает международное эмбарго, может способствовать совершению геноцида, преступлений против человечности или военных преступлений.
По данным ООН, ежедневно около 2 тыс. человек гибнет в конфликтах, подпитываемых нелегальными поставками оружия. Сторонники заключения конвенции говорят о необходимости пресечь незаконные поставки террористам, повстанческим группировкам и криминальным сообществам.
У многих государств мира уже есть законодательство, контролирующее торговлю оружием. Однако всеобъемлющих международных соглашений в этой области нет. При этом объем продаж обычных вооружений в мире, по разным оценкам, достигает 60–65 млрд. долл. в год. На долю стрелкового оружия приходится около 8,5 млрд. долл., из которых 2 млрд. – нелегальная торговля.
В интервью «НГ» директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев указал, что в целом появление конвенции можно будет рассматривать как положительный момент, поскольку «для глобального рынка желательно установить правила игры». «Лучше, чтобы основные игроки договорились между собой», – пояснил он.
Эксперт отметил, что международное соглашение такого масштаба вряд ли приведет к резкому изменению ситуации на глобальном рынке оружия: «Рынки уже поделены. Например, индийский рынок будет для нас сокращаться, но Дели никогда не хочет полностью зависеть от США и других стран Запада».
Владимир Евсеев подчеркнул, что конвенция не сможет подменить собой резолюцию Совбеза ООН. «Это правила, но без жесткого регулирования. Это соглашение о намерениях. Уже есть много конвенций, которые не имеют механизма контроля. Поставки оружия в зоны конфликтов не прекратятся, просто они будут осуществляться не напрямую. Останется возможность продавать оружие через третьи страны. Неясно опять же, все ли государства присоединятся. Некоторые могут стать серыми зонами, через которые можно поставлять что угодно. Например, невозможно помешать Катару снабжать оружием сирийскую оппозицию».
Комментируя позицию США, собеседник «НГ» отметил, что американцы хотели бы ограничить возможности других экспортеров, прежде всего РФ, которая является их основным конкурентом, однако они сомневаются, поскольку им тоже придется соблюдать эти ограничения.
Так что участие США в конвенции под вопросом, а, глядя на Вашингтон, Москва может тоже не пожелать отягощать себя лишними обязательствами. Примечательно, что планируемая конвенция вызывает противодействие со стороны Национальной стрелковой ассоциации США, оскандалившейся после череды инцидентов со стрельбой. Хотя документ никак не будет регулировать внутренний рынок оружия в Америке, он затронет экспортные интересы фирм-производителей, которые тратят немалые суммы на содержание оружейного лобби.