Пак Кын Хе может стать первой женщиной–президентом Южной Кореи.
Фото Reuters
Сегодня в Южной Корее пройдут выборы президента. За пост главы государства борются дочь бывшего диктатора и диссидент-правозащитник, у которых примерно одинаковые шансы на победу. Несмотря на разное политическое прошлое, оба кандидата ратуют за снижение напряженности на Корейском полуострове и налаживание отношений с Пхеньяном. Эксперты также говорят о назревшей в Южной Корее «экономической демократизации», которая должна вернуть страну на путь устойчивого роста.
Консерваторов-правоцентристов на этих выборах представляет 60-летняя Пак Кын Хе, дочь военного диктатора, железной рукой правившего Кореей с 1961 по 1979 год. Именно его считают отцом южнокорейского экономического чуда, позволившего стране выйти на четвертое место в Азии. Именно это импонирует правым, так что Пак Кын Хе имеет шанс стать первой женщиной, возглавившей современную Корею.
Ей противостоит единый кандидат от либералов Мун Чжэ Ин, бывший активист студенческого движения, правозащитник, в молодости побывавший в тюрьме по политической статье. Он ратует за социальную справедливость и ограничение всевластия корпораций.
Иностранные наблюдатели придают первостепенное значение подходу обоих кандидатов к отношениям с Пхеньяном. Ведь, как показали последние пять лет, от этого в значительной степени зависит поведение КНДР, которая не только доказала, что является ядерной и космической державой, но не стеснялась использовать этот рычаг для давления на южных соседей.
И консерваторы, и либералы убедились, что жесткая политика нынешнего президента Ли Мён Бака не только не помогла обуздать Пхеньян, но и сделала его более агрессивным. Очередным доказательством этого стал недавний успешный запуск северокорейцами трехступенчатой ракеты, которая легко может вывести в околоземное пространство не только спутник, но и ядерную боеголовку.
Поэтому оба кандидата заявляют, что сотрудничество эффективнее санкций, и обещают фактически возродить «политику солнечного тепла», которую проводили президенты Ким Дэ Чжун и Ре Му Хен, и в первую очередь увеличить гуманитарную помощь КНДР.
Пак Кын Хе против того, чтобы увязывать оказание гуманитарной помощи с политикой. Она также заявляет о готовности к переговорам с Ким Чен Ыном. Однако она настаивает, что для дальнейшего развития экономического сотрудничества нужны шаги по укреплению доверия и денуклеаризации со стороны КНДР, поскольку Север использует военные угрозы, чтобы добиться экономических уступок. Так что Пхеньян уже назвал Пак «сторонницей конфронтации».
Западные эксперты сомневаются в искренности Пак, когда она говорит о потеплении в отношениях с КНДР. Они отмечают, что ее собственная партия может не позволить ей делать уступки Пхеньяну.
Мун Чжэ Ин готов пойти дальше, чем Пак Кын Хе, даже без всяких предварительных шагов со стороны КНДР. Он полагает, что экономическое сотрудничество позволит сделать отношения более стабильными. При Муне Пхеньян сможет рассчитывать на миллиарды долларов инвестиций в верфи, дороги и промышленные зоны. Советники Муна также говорят, что Сеул должен способствовать достижению взаимопонимания между КНДР и США.
Что касается внешней политики в более широком плане, то Мун, похоже, готов дистанцироваться от Америки. Он, например, негативно отзывается о попытках администрации Барака Обамы создать трехсторонний альянс в составе США, Японии и РК для сдерживания Китая и КНДР.
Внутри страны оба кандидата обещают вести борьбу с чоболями – крупными семейными концернами-монополистами, контролирующими экономику Южной Кореи. Так называемая экономическая демократизация, которая должна дать шанс на развитие малому и среднему бизнесу.
В плане внешнеэкономической политики Сеул планирует продолжать курс на заключение соглашений о свободной торговле. Они уже подписаны с США и ЕС, на очереди Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии.