Катар поставлял ливийским боевикам оружие, закупленное в западных странах.
Фото Reuters
Вчера в Дублине должна была состояться встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Хиллари Клинтон и спецпосланником ООН и ЛАГ Лахдаром Брахими. Наблюдатели связывают с этой встречей надежду на компромисс между Москвой и Вашингтоном по Сирии. Тем временем на следующей неделе США могут признать Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) единственным законным представителем сирийского народа. После этого Белому дому надо будет решать вопрос о военной помощи сирийским повстанцам.
Накануне вице-спикер Госдумы, руководитель фракции «Единой России» Владимир Васильев сделал ряд заявлений относительно позиции РФ по Сирии. «То правительство, которое существует в Сирии, должно выполнять свои функции. Но время показало, что это для него непосильная задача», – сказал Васильев в четверг на встрече с прибывшей в Москву делегацией комитета по международным делам Палаты общин Парламента Великобритании. «Мы стремились создать условия, чтобы внутренние силы Сирии сумели взять ситуацию под контроль. К сожалению, далеко не все зависит от нашей позиции – наше влияние на руководство Сирии весьма ограничено, поэтому Россия участвует в международных консультациях по этой теме», – сказал вице-спикер.
На этом фоне США, похоже, готовятся признать новую руководящую структуру сирийской оппозиции. «Сейчас, когда создана новая оппозиция, мы собираемся сделать все возможное, чтобы поддержать оппозицию», – заявила госсекретарь Хиллари Клинтон в Брюсселе. По ее словам, на предстоящей конференции «друзей Сирии», которая пройдет с 12 декабря в Марокко, США «совместно со странами-единомышленниками подумают, что еще можно сделать, чтобы прекратить конфликт» в Сирии. НКСРОС уже признали Франция, Великобритания, Турция и страны Персидского залива.
Пока же американцы добиваются, чтобы Национальная коалиция укрепила свою политическую структуру и была готова прийти на смену нынешнему правительству страны. Администрация Обамы также требует от оппозиционеров создать правительство, которое включало бы представителей всех меньшинств Сирии, которые пока всерьез опасаются притеснений и не спешат рвать с нынешним режимом.
В свете назревающего признания НКСРОС все более актуальным становится вопрос об оказании военной помощи оппозиции. Ожесточенные дебаты по этому поводу ведутся в американских СМИ. Пока одни авторы ратуют за то, чтобы ограничиться дипломатической и экономической поддержкой, другие призывают Вашингтон не отдавать военную помощь на откуп странам вроде Катара, поскольку в этом случае значительное количество оружия оказывается совсем не в тех руках. Пресса бьет тревогу – оружие и деньги из Катара усилили вооруженные исламистские группировки в Ливии, что позволило им стать дестабилизирующей силой после падения режима Каддафи.
Накануне New York Times сообщила, что администрация Барака Обамы озабочена тем, что страны Персидского залива, в первую очередь Катар, вооружают совсем не тех боевиков в Сирии. Доха помогает группировкам, настроенным враждебно по отношению к США и это один из просчетов администрации Обамы в ходе арабской весны, бьют тревогу журналисты.
Издание напоминает, что еще в 2011 году во время гражданской войны в Ливии Вашингтон дал добро Катару и ОАЭ на поставки стрелкового оружия и боеприпасов противникам Муаммара Каддафи, но потребовал, чтобы оружие было не американского производства. Однако США не смогли контролировать поток оружия, хлынувший в Ливию. Уже через несколько недель после начала поставок в администрацию стали поступать доклады, что оружие попадает в руки радикальных исламистов.
Так, премьер переходного правительства Ливии Махмуд Джибриль жаловался американцам, что Катар вооружает экстремистские группировки, враждебные официально признанным властям страны. Часть оружия, оплаченного Катаром и ОАЭ, вообще попала в распоряжение джихадистов на севере Мали, часть – в Сирию, а часть просто исчезла неизвестно куда.