Египетский административный суд принял решение приостановить работу Конституционной ассамблеи, которая, как выяснилось, была сформирована с нарушением правил. Это решение, значительно меняющее условия формирования нового режима, может обострить борьбу за власть между важнейшими политическими силами страны.
Формально постановление административного суда, принятое в минувший вторник в Каире, основывается на том, что в состав Конституционной ассамблеи были введены члены недавно избранного египетского парламента. Из 100 человек, вошедших в ее состав, как минимум половину составляют парламентарии.
Между тем, как отмечает суд, положение о создании Конституционной ассамблеи предусматривает, что в нее должны войти люди, не являющиеся депутатами парламента. Решение суда носит предварительный характер и может быть оспорено в судах высшей инстанции. Однако, по оценке экспертов, независимо от того, каким оно будет в конечном счете, уже сейчас следует ожидать, что новая Конституция страны будет утверждена лишь после президентских выборов. Они, как было ранее объявлено, должны начаться 23 мая.
А это значит, что новый президент Египта будет избран по старому закону и станет обладать такими же полномочиями, какие имел Хосни Мубарак. То есть речь идет о широкой полноте власти. А это позволит новому президенту оказать серьезное влияние на то, какой будет Конституция страны.
По всем признакам ведущие политические партии Египта не исключали такой вариант. Во всяком случае созданная исламистским движением «Братья-мусульмане» Партия свободы и справедливости, первоначально делавшая ставку на создание в Египте парламентской республики и не высказывавшая намерения выдвинуть своего кандидата в президенты, буквально в последние дни перед завершением регистрации кандидатов в президенты изменила свои планы. Она все же выдвинула своего своего кандидата. Им стал Хайрат аш-Шатыр, видный деятель движения, бизнесмен и мультимиллионер, ранее планировавшийся на пост главы правительства.
Всего кандидатами на пост президента стали 23 человека. В их число входит еще один – запасной кандидат исламистов, а также представители всех других влиятельных политических сил. Хайрат аш-Шатыр считается наиболее перспективным, однако он юридически может быть снят с голосования, так как у него есть неснятые судимости. Поэтому на всякий случай «Братья-мусульмане» выдвинули дублера – Мухаммеда Мурси.
Еще одним ведущим кандидатом является бывший вице-президент и руководитель разведки Омар Сулейман. Это политик, тесно связанный с традиционной египетской элитой. Именно он стоял за переговорами, приведшими к отставке Мубарака. Сулеймана считают кандидатом нынешнего военного руководства. По оценке западных экспертов, его избрание было бы положительно воспринято в Израиле, где внимательно следят за политическими процессами в Египте. В то же время даже сам факт выдвижения Омара Сулеймана кандидатом в президенты страны, по мнению аш-Шатыра, – «вызов революции».
Еще один перспективный кандидат – бывший генсек ЛАГ и министр иностранных дел Амр Муса. Его считают лицом, тесно связанным с монархиями Персидского залива. Мусу поддерживает партия «Вафд».
Среди претендентов был даже проповедник-салафит Хазем Салах Абу Исмаил, однако его кандидатура была снята из-за того, что его мать – гражданка США.
Ныне в свете принятого судом решения значение президентского поста резко возрастает. Однако сейчас практически никто не может предсказать исход голосования и даже в целом будущую структуру власти в Египте. «Мы никак не стали ближе к представлению о том, каким станет будущее страны», – цитирует по этому поводу газета New York Times видного правоведа Шерифа Бассиуни.