В Ганновере Эрдоган напомнил о визах.
Фото Reuters
Турецкие иммигранты должны прежде всего учить язык принявшей их страны. Так Ангела Меркель отреагировала на речь турецкого премьера, который призвал живущих в Германии соотечественников изучать сначала родной язык, а уже потом немецкий. Ангела Меркель и Реджеп Тайип Эрдоган вместе открыли международную ярмарку информационных технологий в Ганновере «ЦеБИТ-2011», где обсуждалось принятие Турции в Евросоюз, однако скандал с языком осложнил дискуссию.
Полемика разгорелась после воскресного публичного выступления турецкого премьера в Дюссельдорфе перед 11-тысячной толпой соотечественников. «Никто не заставит нас отказаться от нашей культуры. Наши дети должны учить немецкий, но первым языком должен быть турецкий!» – восклицал Эрдоган. «Следует интегрироваться в немецкое общество, но мы против ассимиляции!» Эксперты назвали речь Эрдогана попыткой набрать очки перед июньскими выборами, тем не менее в Германии на нее отреагировали весьма бурно.
Так министр иностранных дел Гидо Вестервелле заявил, что изучение немецкого как первого языка – ключ к интеграции иммигрантов. В Германии их насчитывается 7,5 млн. Причем треть из них – турки. С 1 марта в стране стартовала четырехлетняя программа по обучению детей иммигрантов государственному языку. 400 млн. евро потратят прежде всего на малышей до трех лет, с которыми дома не говорят по-немецки. Министр выдвинул аргумент, что без немецкого дети не смогут нормально учиться в школе и будут иметь худшие возможности для трудоустройства, чем их сверстники.
Финальную точку на открытии форума в Ганновере поставила канцлер Меркель. «Интеграция выходцев из Турции имеет большое значение для нас», – сказала она. И «сконцентрироваться нужно на изучении немецкого». Напомним, о том, что все жители Германии должны учить немецкий, канцлер говорила еще в знаменитой потсдамской речи в ноябре прошлого года, когда было объявлено о провале политики мультикультурализма и толерантности.
На этот раз Меркель все же говорила о языке в контексте интеграции. И в ответ турецкий премьер попытался еще раз поймать немцев на слове, посетовав, что, несмотря на слова о важности отношений двух народов, туркам по-прежнему приходится получать визу в Германию, тогда как, например, латиноамериканцы въезжают в страну беспрепятственно. Однако невозмутимая Меркель парировала, что получить визу не проблема. Если не хватает страниц в паспорте, есть компьютерные чипы.
Несмотря на важность визита и на то, что на выставке информационных технологий в Ганновере Турция была названа приоритетным партнером, Эрдоган практически открыто обвинил Германию в ксенофобии и исламофобии. И призвал власти страны определиться наконец, хотят ли они видеть Турцию членом Евросоюза.