От взрывов пострадал район посольств.
Фото Reuters
Ситуация в Багдаде, где накануне от взрывов трех заминированных автомобилей погибли по меньшей мере 42 человека и 224 ранены, остается напряженной. Силы безопасности находятся в состоянии повышенной готовности. Власти полагают, что теракты – дело рук «Аль-Каиды» в Ираке, которая стремится дестабилизировать обстановку в стране на фоне политической неопределенности, возникшей после объявления результатов всеобщих выборов.
«Теракты имеют те же характерные черты, что и предыдущие атаки («Аль-Каиды». – «НГ»): время, выбор целей, синхронность нападения на объекты в разных районах, чтобы добиться максимального эффекта», – сказал глава МИД Ирака Хошияр Зибари.
Напомним, на этот раз мишенью террористов стали расположенные в центре иракской столицы посольства. Взрывы прогремели возле дипмиссий Египта и Ирана, а также в месте, поблизости от которого расположены посольства Германии, Испании и Сирии. Еще два автомобиля со взрывчаткой были перехвачены и обезврежены полицией. Среди персонала представительств жертв нет, но погибли иракские охранники посольств Египта и Германии.
Взрывы в Багдаде последовали за субботним нападением на суннитскую деревню к югу от Багдада, когда за одну ночь было вырезано 25 человек, в том числе много бывших членов «Комитетов пробуждения», помогавших бороться с «Аль-Каидой». В ходе полицейского расследования было установлено, что нападавшие, одетые в форму национальной гвардии, пришли из соседней деревни, ранее бывшей оплотом экстремистов. Власти уже арестовали по этому делу 24 человека.
Согласно заявлениям МИД Ирака, организаторы воскресных терактов стремились посеять хаос и осложнить и без того напряженную обстановку, которая сложилась в Ираке после парламентских выборов 7 марта.
Победу на этих выборах одержал светский суннитско-шиитский блок «Аль-Иракия» во главе с бывшим премьером переходного правительства Айядом Алауи, который выступает за преодоление раскола между двумя основными конфессиональными общинами страны. Однако его отрыв от главного конкурента – коалиции «Государство закона» действующего премьера Нури аль-Малики – минимален. Блок Алауи может рассчитывать на 91 место в 325-местном парламенте, а аль-Малики – на 89.
Ситуация осложняется тем, что пока не ясно, сможет ли «Аль-Иракия» стать ядром нового правительства. Многое зависит от позиции «Иракского национального альянса» (ИНА), лидером которого является радикальный шиитский имам Муктада ас-Садр, проживающий последние два года в Иране. ИНА занял третье место на выборах и получит 39 депутатских мандатов.
После выборов 2006 года садристы поддержали аль-Малики и помогли ему сформировать правительство, однако затем отношения испортились. В 2008 году армия и полиция по приказу премьера разгромили военизированное крыло ИНА – «Армию Махди», которая контролировала юг страны, прежде всего Басру, и багдадский район Садр-сити.
По мнению региональных наблюдателей, ас-Садр сейчас ищет повод не поддерживать аль-Малики. С этой целью его сторонники даже провели импровизированный референдум, участники которого должны были ответить, кого они хотели бы видеть на посту нового главы правительства. Результаты «референдума» пока не объявлены, но мало кто из аналитиков сомневается в его исходе.
Более того, один из ключевых участников ИНА – «Высший исламский совет Ирака» – открыто объявил, что не поддержит правительство, в котором не будет «Аль-Иракии». «Она получила много голосов в западных районах страны и в Багдаде. Будет ошибкой игнорировать волю всех этих людей, а исключение «Аль-Иракии» будет означать как раз исключение этих людей», – подчеркнул представитель совета Аммар аль-Хаким.
Некоторые аналитики расценивают нападения на посольства как предупреждение другим государствам не вмешиваться во внутреннюю политику Ирака. «Иранцы играют ведущую роль в Ираке и добиваются, чтобы в новое правительство вошли их союзники. Эти взрывы являются посланием им, чтобы они перестали совать свой нос», – заявил «Аль-Джазире» политический аналитик Вафик аль-Хашими.