Парламент Ирана поручил вчера правительству страны представить план по снижению уровня сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Это стало ответом депутатов на «антииранскую» резолюцию, принятую агентством в пятницу. В Тегеране даже грозятся выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), однако эксперты «НГ» предполагают, что руководство Ирана блефует.
Согласно сообщению государственного ТВ Ирана, 266 парламентариев из 290-местного парламента подписались под письмом правительству с предложением разработать «быстрый план по уменьшению уровня сотрудничества с МАГАТЭ». «Иранский парламент предупреждает США и страны, участвующие в переговорах в формате «шестерки», что такие игры не пройдут.
Не заставляйте парламент и иранский народ выбирать другой путь и серьезно уменьшать сотрудничество с МАГАТЭ», – заявил вчера спикер парламента Али Лариджани, которого цитирует РИА Новости. Пожалуй, наиболее резкое заявление сделал член парламентского комитета по национальной безопасности Мохамад Карамирад. По его словам, законодатели могут рассмотреть вопрос о выходе республики из ДНЯО. «Парламент может блокировать доступ инспекторам МАГАТЭ в страну», – отметил Карамирад.
Такой была первая иранская реакция на принятую в пятницу в Вене советом управляющих МАГАТЭ резолюцию. В ней Иран осуждается за строительство завода по обогащению урана под городом Кум и содержится требование подтвердить, что ИРИ не принимала «решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены агентству». МАГАТЭ также рекомендовало Ирану «полностью и безотлагательно» выполнить резолюции СБ ООН, требующие приостановки его ядерной деятельности. Резолюцию поддержали все страны «шестерки», включая Россию и Китай.
Может ли Иран выйти из ДНЯО? Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор Георгий Мирский полностью не исключает такой возможности. «Не исключаю, что под влиянием внутриполитических обстоятельств, чтобы не выглядеть слабыми и не уступить внутренней оппозиции, иранское руководство может пойти на выход из ДНЯО. Они могли бы преподнести это как героическое решение, которое пришлось принять перед лицом международного давления», – предположил эксперт. Но, возможно, громкие заявления из Тегерана направлены на то, чтобы припугнуть международное сообщество разрывом отношений с МАГАТЭ, высылкой инспекторов, перспективой дальнейшего бесконтрольного обогащения урана. В этом случае иранцы, возможно, рассчитывают, что, оценив риски, Запад решит не загонять Тегеран в угол и пойдет ему на уступки, считает собеседник «НГ».
Российские специалисты подчеркивают, что выход из Договора о нераспространении ядерного оружия был бы невыгоден Ирану, ведь он не только создает обязательства для участников, но и дает им преимущества и права, в частности, на международное сотрудничество в развитии мирного атома. Гендиректор группы компаний «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко в интервью «НГ» заявил, что разрыв отношений Ирана с МАГАТЭ поставил бы под вопрос продолжение российско-иранского сотрудничества в ядерной энергетике. Российским специалистам еще предстоит достроить первую иранскую АЭС «Бушер», убедиться в безопасности оборудования и решить целый ряд технических проблем, справиться с которыми самостоятельно иранцы вряд ли смогут. Например, для эксплуатации АЭС планируется создать совместное предприятие, которое займется подготовкой и повышением квалификации иранских кадров, обслуживающих станцию. Также у иранцев возникла бы проблема с производством топливных сборок для реактора. Ведь сам по себе обогащенный уран в реактор не загрузишь, а доставленного из России в Иран топлива для «Бушера» хватит только на одну загрузку.
Между тем иранцы, очевидно, не хотят сворачивать сотрудничество с РФ. Подтверждением этому служит визит в республику представительной российской делегации во главе с министром энергетики Сергеем Шматко. 30 ноября – 1 декабря в Иране пройдет заседание российско-иранской межправительственной комиссии. Также планируется посещение «Бушера».
По мнению наблюдателей, инициатива России по созданию на своей территории гарантированного запаса низкообогащенного урана, которую на днях поддержало МАГАТЭ, направлена прежде всего на урегулирование проблемы иранской ядерной программы. Наряду с уже действующим в Ангарске Международным центром по обогащению урана она должна обеспечить гарантии поставок ядерного топлива на предсказуемой, стабильной и экономически эффективной основе в долгосрочной перспективе. В Москве такой запас называют «бесплатным страховым полисом» на поставки НОУ для ядерной энергетики во всем мире.
Потенциальными получателями материала из запаса будут государства – члены агентства, не обладающие ядерным оружием, имеющие действующее соглашение с МАГАТЭ о применении гарантий ко всей их мирной ядерной деятельности и соблюдающие свои нераспространенческие обязательства. Опять-таки чтобы отвечать этим условиям, Ирану не следует сворачивать сотрудничество с агентством.