Глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон работают в неравных правовых условиях.
Фото Reuters
Официальный представитель Госдепа США Иэн Келли заявил в понедельник, что Москва и Вашингтон рассматривают возможность сохранения действия ряда положений Договора СНВ-1 до вступления в силу нового документа, который сейчас готовится в Женеве. У России есть правовая база для выполнения нератифицированного договора. В США, по мнению экспертов «НГ», ситуация сложнее.
По словам Келли, делегации замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер и директора Департамента МИД России по вопросам безопасности и разоружения Анатолия Антонова продолжают очень активно работать в Женеве. Их задача – подготовить новый договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений на смену истекающему 5 декабря СНВ-1. «Они договорились по некоторым вопросам и пытаются проработать ряд моментов, где еще предстоит достичь согласия», – сказал официальный представитель Госдепа США. Он напомнил, что на недавней встрече в Сингапуре президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подтвердили намерение подписать проект договора к моменту истечения действующего документа «или в любом случае подписать новый договор в декабре».
По-прежнему предполагается, что Обама и Медведев скрепят документ подписями в Европе в ходе визита американского лидера на континент для получения присужденной ему Нобелевской премии мира. Однако Келли пока воздержался от анонсирования даты этого саммита. Не сообщил ее вчера и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Затем предстоит процедура ратификации договора в ГД РФ и Сенате Конгресса США. Келли отметил: «Мы работаем по двум своеобразным трекам. Первый – завершить подготовку текста к началу декабря. И, поскольку мы признаем, что в наших столицах (до 5 декабря. – «НГ») договор не будет ратифицирован, мы рассматриваем способы сохранения действия ряда положений (СНВ-1) на период с 5 декабря до даты ратификации нового договора».
Ранее официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко заявлял, что российская делегация работает в Женеве над согласованием текста нового договора, а «не каких-то «промежуточных» документов». Тем временем министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 17 ноября отмечал: «Процесс ратификации займет какое-то время... но ничего страшного в этом я не вижу, потому что, согласно Венской конвенции «О праве международных договоров», стороны после подписания соглашения, договора воздерживаются от каких-либо действий, которые противоречат предмету и цели подписанного ими документа».
Американцы не хотят выпускать российские ракеты из поля зрения. Фото Reuters |
Отметим, однако, что Москва присоединилась к упомянутой Венской конвенции в апреле 1986 года. США же лишь подписали, но не ратифицировали документ в 1970 году. Как заявил в интервью «НГ» завотделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев, США не являются участниками Венской конвенции «О праве международных договоров». «Получается, что Россия была бы вынуждена связать себя обязательствами, в то время как американцы имели бы полную свободу рук, – отметил эксперт. – Юридические «прокладки» необходимы». По мнению Пикаева, для России выполнение мер по транспарентности и верификации нератифицированного договора не проблема. Дело тут даже не в Венской конвенции: по Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» Россия может выполнять соглашение на временной основе до его ратификации. «В США более серьезная ситуация. Сенат выражает недовольство подобной практикой», – предположил специалист.
Между тем СНВ-1 уже нельзя продлить с правовой точки зрения: процедуры, предусмотренные на этот счет в договоре, должны были быть проделаны еще в прошлом году. Теперь речь могла бы идти о добровольном соблюдении его положений. По мнению эксперта, раз переговоры уже ведутся «по двум трекам», как это утверждает Келли, Москва, видимо, на это согласилась. Возможно, здесь был элемент компромисса – РФ могла бы заявить о готовности рассмотреть возможность добровольного выполнения некоторых положений протокола о проверке СНВ-1 в обмен на согласие американцев сделать режим проверки нового договора менее интрузивным. В то время как в РФ намечается производство новых ракет, американцы в ближайшие годы, видимо, ограничатся уже стоящими на вооружении системами. «Поэтому американцы больше, чем мы, заинтересованы в сохранении своих инспекторов в России», – разъясняет Пикаев.