В Иране вчера начались масштабные пятидневные учения вооруженных сил страны. В них наряду с регулярной армией участвуют элитные подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Целью маневров «Защитники неба Велаят» является повышение боеготовности противовоздушной обороны Ирана перед лицом потенциальных ударов, в частности по ядерным объектам. Эксперты «НГ» полагают, что вероятность войны в регионе сейчас выше, чем была год назад.
Маневры под названием «Защитники неба Велаят» проводятся на северо-западе, западе, юге и юго-востоке Ирана на площади около 600 тыс. кв. км. Как заявил командующий иранскими ВВС бригадный генерал Ахмад Микани, Иран полностью отдает себе отчет в военных возможностях противников.
«Разведывательные самолеты противника нарушат наше воздушное пространство и попытаются вывести из строя электронные и радиолокационные системы, определить чувствительные объекты, сделать фотосъемку и атаковать точки ПВО. Наша противовоздушная оборона даст отпор вторгнувшимся самолетам», – раскрыл легенду учений генерал Микани.
Некоторые наблюдатели предположили, что на этих учениях иранцы планировали продемонстрировать российские комплексы С-300. Однако, как неоднократно сетовал Тегеран, Москва задерживает поставки уже на полгода. Кстати, в минувшую субботу генерал Микани не обошел вниманием этот вопрос. «Я хочу, чтобы русские не поддавались влиянию сионистов, поскольку у России и Ирана есть общие интересы, – заявил командующий ВВС Ирана. – Мы хотим, чтобы Россия поставила Ирану ракеты С-300 как можно скорее». Вслед за этими цитатами иранская газета Tehran Times напоминает, что комплексы С-300 способны сбивать самолеты на расстоянии 150 км и вести одновременно до 100 целей. Комплексы С-300ПМУ1 могут поражать также крылатые ракеты.
Израиль и США выступили против реализации российско-иранской ракетной сделки, поскольку опасаются, что с помощью С-300 Исламская Республика «значительно повысила бы обороноспособность ядерных объектов, включая главный завод по обогащению урана в Натанзе», – сообщает Jerusalem Post. Газета отмечает, что в этом году Иран реформировал свои вооруженные силы, чтобы повысить эффективность ПВО. Однако Цви Маген, старший научный сотрудник в Институте национальной безопасности при Тель-Авивском университете, в интервью «НГ» предположил, что в своем нынешнем состоянии преодоление ПВО Ирана не представляло бы проблемы ни для американцев, ни, наверное, для израильтян. Поставки Ирану российских комплексов С-300 повысили бы, но принципиально не изменили возможности ПВО Исламской Республики, считает он. В случае осуществления данного контракта, тем, кто решился бы атаковать Иран, просто было бы сложнее выполнить задачу без потерь, полагает специалист. По его мнению, российские С-300 принципиально не изменили бы расстановку сил в регионе.
Нынешние учения Цви Маген назвал политическим жестом Тегерана. Маневры, прошедшие в стране в сентябре этого года, были призваны «показать мощь Ирана в вопросе определенных видов вооружений». «Это было предупреждение иранцев, чтобы их не трогали и им не угрожали», – считает собеседник «НГ». Между тем у начавшихся вчера маневров есть выраженный политический подтекст: Тегеран фактически отказался принять предложение МАГАТЭ, предполагающее вывоз большей части иранского низкообогащенного урана с целью его дообогащения в РФ и возвращения в Иран уже в виде топливных сборок. «Был дан отказ. Иранцам надо показать, что они намерены защитить себя и жестко отстаивать свою позицию», – уверен эксперт.
20 ноября в Брюсселе состоялась очередная встреча политдиректоров стран «шестерки» по иранской ядерной программе. С российской стороны в ней принял участие замминистра иностранных дел Сергей Рябков. Дипломаты из РФ, США, Великобритании, Франции, КНР и ФРГ отметили, что Тегеран «не дал позитивного ответа» на предложение МАГАТЭ. «Иран не включился в интенсивный диалог и не согласился на новую встречу», – сказал представитель Хавьера Соланы Роберт Купер, которого цитирует ИТАР-ТАСС.
Политдиректора должны будут в обозримом будущем встретиться вновь, чтобы обсудить дальнейшие шаги. Цви Маген считает, что Иран не намерен доводить дело до крайности, и он уступит, «но надо быть готовым ко всему». Эксперт полагает, что сейчас война в регионе более вероятна, чем год назад. В то же время собеседник «НГ» отметил, что конец года – срок, который в Вашингтоне называли крайним для получения положительного ответа от иранцев, может и не быть той красной чертой, за которой вооруженное столкновение окажется неизбежностью. По мнению Магена, решающее значение будет иметь оценка развития ядерного потенциала Ирана.