Обнаружены документальные свидетельства того, что танки и другое вооружение на борту украинского сухогруза «Фаина», захваченного пиратами у берегов Сомали, могут предназначаться для Южного Судана. Такие действия идут вразрез с политикой ООН, которая с 2005 года «добивается разоружения, демобилизации и реинтеграции комбатантов» на юге Судана.
По утверждению журналистов Би-би-си, в распоряжении которых оказалась копия грузовой декларации с «Фаины», контракт на поставку 33 танков Т-72, гранатометов и зенитных установок был заключен Министерством обороны Кении от лица правительства Южного Судана. Кенийское оборонное ведомство является в соответствии с этим документом лишь получателем груза. Многие записи в контракте указывают на правительство Южного Судана. В частности, контрактные номера танков содержат код GOSS, который используется как сокращение от Government of South Sudan, то есть в переводе с английского «Правительство Южного Судана».
Власти Кении пока никак не прокомментировали эту информацию. Однако она кардинально расходится с прежними заявлениями официального Найроби о том, что оружие на борту «Фаины» было закуплено в рамках программы по перевооружению национальной армии. При этом наблюдатели отмечают, что вооруженные силы Кении никогда раньше не использовали советскую боевую технику, отдавая предпочтение оружию из США и Западной Европы. Зато известно, что советскую бронетехнику активно закупают власти Южного Судана. Только в прошлом году туда попали по меньшей мере 50 танков Т-54.
Заместитель директора Института Африки РАН, профессор Владимир Шубин рассказал «НГ», что в 2005 году центральное правительство и повстанческая Народно-освободительная армия Судана подписали Всеобъемлющее мирное соглашение, предусматривающее широкую автономию для южных районов страны и проведение там в 2011 году референдума, на котором населению юга предстоит решить, оставаться ли в составе Судана или создать собственное независимое государство.
«Не так давно стали появляться сведения, согласно которым за последние месяцы южане приобрели 300 танков. Вполне возможно, что юг проголосует за отделение, и власти в Джубе готовятся к возможному конфликту в спорных районах. Например, обе стороны претендуют на район Абьея, где расположено одно из крупнейших суданских нефтяных месторождений. В этом году там уже происходили вооруженные столкновения между правительственными войсками и южанами», – пояснил эксперт. По его мнению, нельзя исключать разные сценарии развития событий, поскольку запасы нефти в Судане сосредоточены в основном на юге, и, если население проголосует за раздел страны, Хартум может с этим решением не смириться.
«Запад искусственно раздувает вопрос продажи оружия в Судан и настаивает, что туда вообще нельзя поставлять вооружение, а это не так. Россия и КНР поставляют оружие центральному правительству Судана, но с оговоркой, что его нельзя применять в Дарфуре, на который распространяется эмбарго ООН», – отметил Шубин. Однако дарфурский конфликт никак не связан с Южным Суданом.
Собеседник «НГ» дал понять, что версия английских журналистов выглядит вполне правдоподобно и Кения могла выступать в роли посредника в сделке по продаже Южному Судану партии украинского оружия. Он добавил, что «во время гражданской войны Кения поддерживала южан в борьбе против исламистского Севера вместе с США, для которых президент Судана Омар аль-Башир почти как Саддам Хусейн».
Между тем некоторые наблюдатели отмечают, Кения и Украина вряд ли могли организовать канал поставки вооружения в Южный Судан без «благословения» и финансовой поддержки Вашингтона. Эта политика полностью противоречит позиции ООН, которая уже не первый год прилагает значительные усилия для нормализации обстановки на юге Судана и предотвращения новых вспышек вооруженного насилия.
Что касается судьбы «Фаины», в составе экипажа которой двое россиян, 17 украинцев и один латыш, то судно остается у берегов Сомали и по-прежнему окружено военными кораблями США, которые ведут за ним постоянное наблюдение. Владельцы сухогруза продолжают переговоры с пиратами. Как сообщает ИТАР-ТАСС, во вторник злоумышленники снизили размер выкупа с 20 до 8 млн. долл. и угрожают убить всех членов команды, если эти деньги не будут выплачены.