Сирия признала, что размещает армейские подразделения на границе с Ливаном. Официально это делается по согласованию с ливанской стороной с целью предотвращения контрабанды и диверсий, для чего задействованы «нескольких сотен солдат». Однако в Бейруте утверждают, что за несколько недель Дамаск сосредоточил на границе до 10 тыс. военнослужащих.
«Наша цель – контролировать границу, бороться с контрабандой и помешать диверсантам пересекать эту границу», – заявляют сирийские официальные лица. В минувшее воскресенье президент Сирии Башар Асад заверил ливанского коллегу Мишеля Сулеймана, что войска располагаются на линии, определенной резолюцией ООН, согласно которой Сирия берет на себя ответственность за предотвращение контрабанды и оружейного трафика через свою границу.
Тем не менее США уверены, что на границе имело место полномасштабное развертывание войск для проведения военной операции и предостерегли Сирию от вторжения в Ливан. В понедельник представитель Госдепартамента США Роберт Вуд назвал такое развитие событий недопустимым. «Недавние теракты в Триполи и Дамаске не могут быть предлогом для вмешательства во внутренние дела Ливана», – заявил американский чиновник.
Напомним: 27 сентября при взрыве заминированного автомобиля в Дамаске погибли 17 человек. Сирия возложила ответственность за этот теракт на исламских экстремистов, которые проникли на ее территорию из Ливана. Президент Асад заявил, что на севере соседнего государства находятся базы экстремистов, которые угрожают безопасности САР. Сирийские войска находились в Ливане с 1976 по 2005 год, пока не были вынуждены уйти оттуда под давлением международного сообщества.
Наблюдатели отмечают, что усиление сирийского военного присутствия на границе с Ливаном совпало по времени с объявлением о создании совместной ливано-американской военной комиссии, которая будет заниматься развитием военного сотрудничества двух стран. Согласно разъяснениям Пентагона, США уже предоставили Бейруту военную помощь на сумму около 400 млн. долл. и сейчас решается вопрос о выделении еще 60 млн. долл.
Во вторник генсек ООН Пан Ги Мун призвал Сирию воздержаться от односторонних действий, которые могут помешать налаживанию добрососедских отношений с Ливаном. Специальный координатор ООН в Ливане Майкл Уильямс заявил в среду в интервью ливанской газете «Ар-Нахар», что организация приложит усилия для улучшения обстановки в Ливане и на всем Ближнем Востоке.
Мохаммед Эль Сайед Саид, заместитель директора Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» (Каир), рассказал «НГ», что размещение сирийских войск на границе с Ливаном обусловлено двумя основными факторами. «Я полагаю, что Сирия действительно столкнулась с серьезным ростом террористической угрозы, исходящей из Северного Ливана, где действуют группы религиозных фанатиков. На севере Ливана много экстремистских группировок, которые не только действуют против Сирии, но и воюют с ливанской армией. Но в то же время Дамаск пытается оказать давление на Ливан в связи с международным расследованием убийства в 2005 году бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Эти два фактора совпадают», – пояснил эксперт.
По мнению политолога, крупномасштабное сирийское вторжение в Ливан практически исключено. «Этого не потерпят ни другие страны региона, ни международное сообщество. Подобный шаг будет иметь крайне негативные последствия для Сирии. Большинство арабских государств выступили с осуждением действий Сирии. Министр иностранных дел Египта, в частности, заявил, что Каир полностью поддерживает в сложившейся ситуации правительство Ливана», – подчеркнул политолог. По его словам, максимум того, что Дамаск может предпринять, – это короткие трансграничные рейды для уничтожения террористов. Но основная цель размещения на границе такого внушительного контингента – оказать давление на Бейрут.
Египетский аналитик заметил, что нынешнее сирийское руководство вряд ли сейчас попытается восстановить свое военное присутствие в Ливане. «Для этого им понадобится какой-то внутренний сценарий, как это было в 70-е годы, когда правительство Ливана само пригласило сирийских военных», – добавил он.
По мнению собеседника «НГ», главная причина трений между Дамаском и Бейрутом – международное расследование гибели Харири и создание трибунала. В ходе разбирательства могут пострадать интересы многих высокопоставленных сирийских чиновников. Они этого не хотят и поэтому усиливают давление на Ливан.