Недельный вояж американского лидера стартует сегодня в Словении. Затем Джордж Буш посетит Германию, Италию, Ватикан, Францию и Великобританию. В Вашингтоне не скрывают, что двусторонние встречи призваны сверить часы перед июльским саммитом G8. Показательно, что это европейское турне Буша не включает Россию, хотя стоящие в повестке вопросы напрямую затрагивают РФ – и как страну, входящую в «большую восьмерку», и как партнера Запада в целом.
Президент США Джордж Буш вместе с супругой Лорой проведут в Европе неделю – с 9 по 16 июня. Это прощальное европейское турне Буша приурочено к историческому событию – 60-летию Плана Маршалла и в то же время нацелено на продвижение американских интересов по актуальным политическим и экономическим вопросам.
Повестка крайне насыщенная. Сегодня в Словении, стране, председательствующей в этом полугодии в Евросоюзе, Буш примет участие в ежегодном саммите США–ЕС. Среди тем – разногласия по торговым вопросам (в частности, снятие эмбарго ЕС на поставки американской курятины) и внешнеполитическое сотрудничество, включая ситуацию в Косово, Ираке, Афганистане, на Ближнем Востоке и в Иране.
Особый разговор, как ожидается, состоится по Грузии. По словам помощника президента США по национальной безопасности Стивена Хэдли, лидеры обсудят, «как лучше поддержать президента Грузии Михаила Саакашвили и его мирные инициативы по Абхазии, а также способствовать прямым переговорам между грузинским правительством и абхазами». Хэдли выразил надежду, что главы государств и правительств сообща «призовут Россию отказаться от провокационных действий в сепаратистских регионах и уважать территориальную целостность и суверенитет Грузии».
Еще один сюжет, где разговор Буша с европейцами так или иначе перейдет на российский сюжет, – это энергетическая безопасность. Вашингтон хотел бы обсудить «конкретные шаги по диверсификации источников и маршрутов транспортировки энергоресурсов в Европу». Среди проблем повестки, касающихся России, в том числе как участницы предстоящего в июле в Японии саммита G8, глобальный рост цен на продовольствие и борьба с изменением климата, а также ситуация на Ближнем Востоке и иранское ядерное досье. Москва является участником «Ближневосточного квартета» (Россия, США, ЕС и ООН) и так называемой «шестерки» – Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и ФРГ. В этих международных форматах ведется работа над палестино-израильским урегулированием и снятием вопросов по ядерной программе Тегерана соответственно. Но Буш на этот раз в российскую столицу не заглянет.
Такая остановка в Москве, казалось бы, представлялась естественной. Ведь перечень запланированных к обсуждению Бушем в Европе вопросов требует участия России. Буш намерен лично сверить часы перед саммитом «восьмерки» (Россия, США, Великобритания, Италия, Канада, Франция, ФРГ, Япония) со всеми членами элитного клуба. Только, похоже, за исключением Москвы. На этой неделе американский лидер проведет переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель, премьером Италии Сильвио Берлускони, президентом Франции Николя Саркози и премьером Великобритании Гордоном Брауном. С премьером Японии Ясуо Фукудой он встречался чуть более полугода назад, но сам Фукуда лишь на прошлой неделе вернулся из европейского турне, где, надо полагать, подробно проинформировал о своей позиции лидеров ФРГ, Великобритании и Италии, которые теперь смогут обсудить все услышанное с Бушем. Глава Белого дома также общался в этом году с премьером Канады Стивеном Харпером. Приезд в Москву сейчас, менее чем за месяц до саммита «восьмерки», возможно, позволил бы новому президенту России Дмитрию Медведеву и уходящему американскому лидеру немного присмотреться друг к другу до важного рандеву в Японии.
Похоже, что желания провести такую встречу до саммита на Хоккайдо недостает и Москве, и Вашингтону. Хотя проблем, требующих обсуждения и решения в российско-американском диалоге, больше, чем когда-либо за период существования новой России. Буш, вероятно, понимает, что он до своего ухода в январе 2009 года уже не успеет добиться прорывов на российском направлении. А Москва, похоже, уже готовится к диалогу с новым хозяином Белого дома. При таком раскладе Бушу остается извлечь максимум из налаживающихся трансатлантических отношений, улучшившихся после американско-европейских разногласий из-за иракской войны. Это должно стать позитивной страничкой в неоднозначном наследии американского президента.