В Москву вчера прибыла член Европейской комиссии Данута Хюбнер, курирующая вопросы региональной политики. В столице она встретится с министром регионального развития РФ Дмитрием Козаком и примет участие в семинаре «Стратегические и управленческие аспекты региональной политики». В преддверии визита комиссар Хюбнер ответила на вопросы «НГ».
– Госпожа Хюбнер, каковы цели вашего визита в Москву? С кем вы планируете встретиться?
– Я приехала в Москву для участия в семинаре европейских и российских экспертов по региональной политике. Это мероприятие проводится в рамках соглашения, подписанного Еврокомиссией и российским правительством в мае 2007 года. Главная идея состоит в том, что мы можем многому научиться друг у друга. Немало вызовов, с которыми сталкиваются регионы в Евросоюзе в плане экономики и географии, похожи на проблемы, стоящие перед российскими регионами. Это развитие малонаселенных областей с низкой экономической активностью, чрезмерная концентрация экономической деятельности, а также большие расстояния. Схожие вызовы требуют похожих политических ответов: инвестиций в инфраструктуру, поддержки экономического роста малонаселенных регионов, увязки развития городских центров и прилегающих к ним районов; эффективной миграционной политики, обеспечивающей свободное перемещение рабочей силы, и интеграции наименее развитых и периферийных регионов.
Я встречусь с министром регионального развития Дмитрием Козаком для обсуждения дальнейших шагов в нашем диалоге по региональной политике. В частности, речь идет о программах обмена с привлечением высокопоставленных чиновников, о проведении исследований в сферах, представляющих взаимный интерес, а также об участии российских регионов в структурах, объединяющих европейские регионы. Поскольку протяженность общей границы ЕС и РФ составляет 2,2 тысячи километров мы также осуществляем немало совместных трансграничных и транснациональных проектов, особенно в районе Балтийского моря, где у нас есть общие интересы.
Я считаю, что регионы способны внести существенный вклад в развитие отношений между Россией и Евросоюзом. Наше сотрудничество не может ограничиваться исключительно взаимодействием на уровне государств. Без привлечения региональных властей и установления межчеловеческих контактов невозможно добиться конкретных результатов. Надо дать возможность нашим регионам и местным властям работать сообща на ежедневной основе.
– Объясните, пожалуйста, почему развитие региональной политики имеет значение для Евросоюза. Считаете ли вы, что Россия могла бы извлечь уроки из европейского опыта в данной сфере и наоборот?
– Почему региональная политика важна для ЕС? Во-первых, она позволяет не допустить ситуации, когда кто-то «остается на обочине» экономического развития и интеграции. Возможно, это именно та европейская политика, которая лучше других демонстрирует нашим народам европейскую солидарность. Ведь она затрагивает все аспекты жизни граждан: транспорт, развитие городов, поддержку предпринимательства, защиту окружающей среды, науку, здравоохранение, культуру. А во-вторых, эта политика осуществляется при непосредственном участии народа. В Европе мы усвоили, что политику развития нельзя диктовать из столиц, ее необходимо разрабатывать с привлечением регионов, местных возможностей и людей... Думаю, что Россия может поучиться у нас тому, как подключать к выработке и проведению политики гражданское общество и экономические организации. И это не только вопрос легитимности и демократии. Это также способ прийти к наиболее эффективным экономическим решениям. Проще говоря, люди на местах лучше знают, что сделать для роста и развития своих регионов. А сильные и самодостаточные регионы укрепляют Евросоюз в целом.
С другой стороны, мы хотим лучше понять российскую региональную политику и подходы к решению проблем меньшинств и дисбаланса в развитии города и села. Наша политика в отношении самых отдаленных регионов также представляет хороший пример особых мер, предпринятых нами в регионах со специфическими недостатками – их отдаленностью, обособленностью, малым размером, сложной топографией и климатом, а также экономической зависимостью от какого-то производства или каких-то видов продукции. Мы выделяем им дополнительные субсидии и помогаем превратить их недостатки в достоинства. Мы кроме того адаптируем под эти регионы нашу политику в сфере таможни и торговли, налогообложения, сельского хозяйства и рыболовства, государственной поддержки, а также региональную политику в целом.
– В одном из своих выступлений вы упоминали, что Европе необходима более глубокая интеграция. Расскажите, пожалуйста, об интеграционных процессах, проходящих в Европе и прежде всего на постсоветской территории, пространстве бывшего Советского блока.
– Не уверена, что слово «постсоветский» понравится странам Центральной и Восточной Европы. Так или иначе, если ваш вопрос касается новых стран-членов из этой части Европы, ответ будет следующим. Их экономики уже глубоко интегрировались в экономику Евросоюза. Около 80% своей торговли они ведут с другими странами-членами. Словения уже присоединилась, а Словакия вскоре присоединится к еврозоне. Очевидно, экономическая интеграция – это длительный процесс, осуществляющийся вслед за крахом экономического сотрудничества внутри Восточного блока и за процессом присоединения к ЕС. Здесь региональная политика также играет роль не в последнюю очередь через инвестиции в инфраструктуру, связывающую старых и новых участников.
Что касается соседей ЕС в Восточной Европе, мы наращиваем сотрудничество с ними посредством территориальных проектов, финансируемых в рамках Инструмента европейского соседства и партнерства. Мы хотим предотвратить появление новых разделительных линий между расширившимся ЕС и его соседями.
– Считаете ли вы, что Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Белоруссия и Украина должны иметь европейскую перспективу? Когда может произойти новое расширение ЕС?
– Все перечисленные вами страны – партнеры Европейской политики соседства (ENP). С помощью программ и проектов, реализуемых в рамках этого механизма, эти страны сближаются с Евросоюзом. В интересах ЕС и его соседей построить более крепкие и продвинутые отношения. Действительно, ENP и процесс расширения ЕС – это по-прежнему разные вещи. Однако ничто не предрешает того, как дальше будут развиваться отношения ЕС и европейских соседей в соответствии с положениями договоров Евросоюза. Чем активнее страна-партнер взаимодействует с Евросоюзом, тем большим может ответить ей ЕС в политическом и экономическом плане, а также в сфере финансового и технического сотрудничества.