Происходящее повсеместно в мире повышение цен на зерновые болезненно сказывается на семейном бюджете итальянцев, у которых хлеб и мучные изделия занимают видное место в рационе питания. Отражается эта проблема и на социальной обстановке в Италии – в хлебопекарную сферу, которая раньше ее не интересовала, ныне активно вторгается оргпреступность.
Итальянцы любят хлеб: почти 90% населения страны потребляют его ежедневно. Неудивительно поэтому, что Италия является самым крупным мировым импортером зерновых. Производя 1% всего мирового урожая, она потребляет в два раза больше, покрывая разницу за счет импорта. Ныне, когда цены на хлеб заметно выросли, потребление хлеба снизилось на 7,4%. По сравнению с прошлым годом.
Государственное регулирование цен на хлеб в Италии, позволявшее поддерживать фиксированные низкие цены, было отменено еще в 1993 году, однако к значительному колебанию цен тогда это не привело. Но в октябре прошлого года произошел резкий скачок цен. В Риме тогда килограмм «хлеба домашнего» вырос в цене буквально за сутки с 1 евро за килограмм до 1 евро 79 центов, а знаменитые римские булочки «розетки» подскочили в цене с 1 евро 20 центов до 1 евро 79 центов.
С тех пор цены неуклонно шли вверх, достигнув в среднем по стране отметки в два с половиной евро за килограмм. Пальма первенства по дороговизне хлеба принадлежит Милану и Болонье, где стоимость килограмма хлеба приближается к отметке в 5 евро. А вот самый дешевый хлеб, всего за 1 евро и 80 центов за килограмм, можно приобрести в Неаполе. Почему в Неаполе хлеб стоит в два раза меньше, чем в Милане? Итальянский журнал L'Espresso провел собственное расследование и пришел к выводу, что дешевизна объясняется просто – выпечку и торговлю хлеба прибрала к рукам неаполитанская мафия – каморра.
Дешевизна достигается за счет выпечки хлеба в подпольных пекарнях, не имеющих лицензий и не соблюдающих элементарных санитарно-гигиенических норм и правил. Секрет белого душистого итальянского хлеба заключается в том, что его выпекают на живом огне. Для этого, однако, кроме печи необходимы дрова, которые стоят недешево. Подпольные пекарни жгут все, что под руку попадется: старые деревянные оконные рамы с лакокрасочным покрытием, ореховую скорлупу, обработанную антипаразитарными препаратами. Были даже зафиксированы случаи, когда в качестве дров использовались выкопанные на кладбище старые гробы.
Вполне понятно, что такой хлеб, окутанный клубами диоксинового дыма, смертельно опасен для здоровья потребителей.
Однако диоксиновый хлеб «с домашним вкусом и запахом», как его рекламируют уличные торговцы, приносит каморре баснословные доходы, поэтому число подпольных пекарен только за последние полгода, только в Неаполе и пригороде составило 400, и только половина из них была закрыта подразделением карабинеров по борьбе с фальсификацией и злоупотреблениями в сфере общественного питания. По другим оценкам, число подпольных пекарен перевалило за тысячу, а годовой оборот составляет полмиллиарда евро.
Столицей вредоносного хлеба является городок Афрагола с населением 60 тыс. человек, расположенный вблизи Неаполя. Местный муниципалитет здесь уже дважды распускали в связи с проникновением в него людей каморры. В Афраголе больше всего подпольных пекарен, здесь выпекают хлеб не только в подвалах, но даже в подъездах домов. Каковы пекарни – таковы и пекари. Одной из них заведует бывший местный участник каморры, отсидевший 20 лет.
Фактически речь идет о государстве в государстве. Согласно информации местных правоохранительных органов, незаконная выпечка и дистрибуция хлеба – это только начало. Следующим шагом каморры в агропромышленном комплексе станет продажа рыбы и артишоков.
Рим