Парламентская комиссия по вопросам юстиции под председательством Джулиано Писапиа внесла в правительство предложение о реформе Уголовного кодекса, предусматривающее отмену пожизненного заключения. Отказ от каторги, как здесь называют пожизненное пребывание в тюрьме, рассматривается как мера, способствующая перевоспитанию преступников.
Парламентская комиссия подавляющим большинством голосов предложила исключить из УК статью о «наказании без окончания срока», заменив это понятие на «максимальный срок заключения». По мнению председателя комиссии, сдерживающий фактор каторги, служащий тормозом для преступников, вовсе не доказан в судебном порядке. В то же время вполне достаточным окажется срок заключения на 32 года, который – в исключительных случаях – может быть продлен до 38 лет. Перспектива окончательности срока наказания гораздо меньше пугает преступника, по мнению технических сотрудников комиссии, готовивших реформу, чем бесконечное наказание. Цель реформы – дать заключенному надежду на возможность человеческой жизни, пусть и в отдаленной перспективе.
Окончательное решение по данному вопросу должен принять министр юстиции Луиджи Скотти. По стечению обстоятельств Писапиа и Скотти представляют две коммунистические партии. Первый – «Коммунистическое возрождение», а второй – «Итальянских коммунистов».
Отмена каторги следует в русле политики постепенной замены тюремного заключения на альтернативное исполнение наказания, в частности на домашний арест. Это подтверждается и фактами. Согласно данным, приведенным газетой Il sole 24 ore, за десятилетие 1995–2005 годов всего было вынесено приговоров на 850 тыс. лет заключения в целом, которые, однако, не были отбыты в полном объеме. В целом заключенные проводили в тюрьме в среднем 38–45% срока, указанного в приговоре.
Планируется еще шире применять такие альтернативные методы, как взимание штрафа, вплоть до конфискации имущества, наказание с отсрочкой его исполнения, запрет на занятие определенных должностей.
Каторга относится к числу наиболее древних форм наказания. В Древнем Риме создавались специальные трудовые лагеря, в которые направлялись провинившиеся рабы. Им не суждено было выйти на волю.
В Италии проблема неконституционности каторги поднималась неоднократно, поскольку бесконечность наказания противоречит статье 27 Конституции Италии, гласящей, что «наказание должно иметь целью перевоспитание преступника». В свое время судьи Конституционного суда внесли поправку, запрещающую применение каторги, или пожизненного заключения, к несовершеннолетним, именно на этом основании, то есть в надежде на перевоспитание малолетнего преступника. На каторгу в Италии осуждают за преступления против государства, массовое убийство (терроризм), а также по совокупности нескольких преступлений, за каждое из которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 24 лет.
Под последнюю статью подпадают крупные мафиози и прочие преступные «авторитеты». В практическом плане после 26 лет лишения свободы каторжанин получает условно-досрочное освобождение. Однако мафиози не могут рассчитывать на подобное снисхождение. Обычно они «коллекционируют» несколько пожизненных заключений и – даже в случае смягчения наказания – все равно не могут рассчитывать на помилование и, как правило, умирают за тюремной решеткой. Так, в феврале этого года умер в тюремной больнице на 85-м году жизни «крестный отец» сицилийской мафии «папа» Микеле Греко. Среди других крестных отцов, отбывающих пожизненное заключение в тюрьмах строгого режима 41-бис, Тото Риину и Бернардо Провенцано.
Впечатляющим примером «перевоспитания» каторгой стал случай с Кармело Музумечи, бывшим мафиозным боссом из Версилии. Ему сейчас 52 года, причем последние 17 лет он отбывает пожизненное заключение в тюрьмах особого режима. Получив на воле лишь начальное образование, в тюрьме босс сумел не только окончить среднюю школу и лицей, но и Флорентийский университет по специальности «юриспруденция». Его дипломная работа имеет красноречивое название «Жизнь на каторге».
Именно Музумечи прославился в прошлом году как автор нашумевшего письма каторжан президенту Италии Джорджо Наполитано. Письмо подписали 310 каторжан, среди которых были киллеры мафии, калабрийской ндрангеты, боссы «Священной объединенной короны» и террористы из «Первой линии». В письме Музумечи не жалел красок: «Каторга – это небожеское изобретение, ее жестокость превосходит всякое воображение, это смерть, которую пьешь по глотку, это победа над смертью. Каторжанину остается только жизнь, но жизнь без будущего – это ничто».
В заключение все 310 человек попросили у президента республики заменить им каторгу на казнь через расстрел. Само собой, президент Италии отказался, хотя и ответил каторжанам, написав им ободряющее послание.
Общее количество каторжан в Италии неизвестно. Согласно источникам в Министерстве юстиции, их несколько сотен. Достоверно известно, однако, что почти половина всех самоубийств в итальянской пенитенциарной системе приходится на каторжан.
Отмене каторги изо всех сил противится Национальная прокуратура по борьбе с мафией. Ее глава, национальный прокурор Пьеро Грассо, обнародовал свою позицию: «Отменить пожизненное заключение – значит сделать подарок боссам и подтолкнуть их к новой войне мафиозных кланов».
Рим