Согласно обнародованным вчера данным, на прошедших в воскресенье в Сербии президентских выборах наибольшее число голосов – 39% – отдано за ультранационалиста Томислава Николича. На втором месте с 35% голосов действующий президент страны Борис Тадич. Явка превысила 61%. Поскольку ни один из кандидатов не набрал свыше 50% голосов, назначен второй тур.
В восьмой раз со времени свержения Слободана Милошевича в 2000 году президентские выборы в Сербии называли «решающими». На следующий день после первого тура большинство обозревателей заняты выстраиванием предположений, чем закончится тур второй, назначенный на 3 февраля.
В минувшее воскресенье в борьбе за президентское кресло участвовали девять кандидатов. Главное противостояние, как и в 2004-м, шло между двумя – нынешним президентом Борисом Тадичем и заместителем председателя Сербской радикальной партии Томиславом Николичем. Сам председатель Воислав Шешель находится в Гааге, где его судит Международный трибунал по бывшей Югославии.
Роль президента в Сербии чисто представительская, но никто не заблуждается относительно того, что, если будет избран ультранационалист Томислав Николич, наступит крутой поворот. В этом случае, как показал опыт мая прошлого года, когда Николич с подачи премьера Воислава Коштуницы был выбран в спикеры парламента страны, государство ждут серьезные проблемы – от обвала биржи до, возможно, новой политической и экономической изоляции.
Николич, правда, извлек некоторые уроки – его кампанию ведет крупная американская маркетинговая фирма, он снял с лацкана пиджака бейдж с портретом председателя ультранационалистической Сербской радикальной партии Воислава Шешеля и умерил риторику. Но надеяться на существенное изменение ориентации радикалов не приходится.
Немалым достижением в Сербии стало уже то, что частые выборы в стране привели к более или менее порядочному их проведению – серьезных нарушений по правилам организации голосования не зафиксировано. Проверить этот факт прибыли наблюдатели от ОБСЕ и СНГ. Тем не менее без скандала не обошлось.
Наблюдателей на выборы намеревались направить посольства США и Великобритании в Белграде.
Сербский Центризбирком сформирован на паритетной основе – его членами являются представители всех партий, чьи кандидаты претендуют на президентский пост. Представители Демократический партии Сербии, которую возглавляет партнер действующего президента Бориса Тадича по правящей коалиции Воислав Коштуница, голосовали против мониторинга со стороны американских и британских дипломатов. А поддержали их представители Соцпартии Сербии, которую тот же Коштуница сокрушил в октябре 2000 года. Верховный суд Сербии дважды аннулировал решение Центризбиркома. В последний раз в 6.45 утра 20 января, то есть незадолго до открытия избирательных участков. Но, сославшись на нехватку времени, дипломатические представительства США и Великобритании отказались от наблюдения за ходом выборов.
Важным фактором на этих выборах стали обострившиеся расхождения между партнерами по правящей коалиции – Демократической партией во главе с президентом страны Борисом Тадичем и Демократической партией Сербии, возглавляемой премьером Воиславом Коштуницей. Последний, несмотря на то что рейтинг его партии невелик, удивительным образом умудряется сохранять роль ключевого игрока в любых ситуациях. Коштуница принадлежит к «народническому» блоку, то есть, по сути дела, является умеренным националистом.
Его позицию легко пояснить при помощи двух примеров. Речь о наиболее актуальных сейчас в Сербии темах – возможности скорого провозглашения независимости края Косово и так называемый газовый проект. В конце января в Евросоюзе должны обсуждать вопрос, будет ли Сербии предложено подписать с ЕС Соглашение об ассоциации и присоединении. Борис Тадич и его партия выступают за то, чтобы поддержать соглашение независимо от решения Евросоюза по статусу Косово. Коштуница же объявил, что не может и речи идти о подписании такого документа, если ЕС признает косовскую независимость.
Что же касается газового проекта, премьер настаивает на его принятии любой ценой, несмотря на неясные предложения, представленные российской стороной. В частности, как отмечают аналитики, занижена цена, которую «Газпром» намерен заплатить за 51% акций сербского энергетического гиганта НИС – «Нефтяная индустрия Сербии». Вдобавок не гарантируется, что главный газовый поток пройдет через территорию Сербии. В ходе дискуссий с окружением Тадича помощники Коштуницы однажды упомянули, что было бы непристойно требовать от российской стороны уплаты экономически оправданной цены.
В этой ситуации бурную активность проявляет российский посол в Белграде Александр Алексеев, однажды уже отличившийся неожиданным визитом к Коштунице с представителями «Альфа-групп» на предмет приобретения второго сербского сотового оператора.
Исход второго тура президентских выборов 3 февраля в руках Воислава Коштуницы. Поддерживаемый им кандидат, герой событий 5 октября 2000 года, когда был свергнут Милошевич, а теперь ярый противник Бориса Тадича Велимир Илич занял по результатам воскресного голосования третье место. От того, к кому примкнут его сторонники, зависит и окончательный исход президентских выборов в Сербии.
Николич заявил, что «как никогда близок» к победе и его уже не остановить. Напомним, что в 2004 году ультранационалист также опередил Тадича в первом туре президентских выборов. Но перед повторным голосованием Тадича поддержали Воислав Коштуница, а также представители США и Евросоюза. Избирателей тогда удалось убедить в том, что победа Николича превратила бы Сербию во «вторую Белоруссию», привела бы к ее новой изоляции. Через три с половиной года страна снова на распутье. И на этот раз при нынешнем уровне разногласий в стане правящей коалиции Тадичу будет гораздо сложнее вырвать победу из рук ультранационалиста.
Белград