Сегодня с рабочим визитом в Россию прибывает премьер-министр Италии Романо Проди. Он проведет переговоры с президентом Владимиром Путиным. Нынешняя встреча лидеров двух стран станет уже четвертой за последние полтора года. Среди тем переговоров фигурируют промышленное, энергетическое и торговое сотрудничество, а также вопросы международной политики – в частности, процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке, Иран и Косово.
Вопрос, касающийся очередного отказа «Аэрофлота» от покупки убыточной итальянской авиакомпании Alitalia, официально не включен в повестку дня. Однако не исключено, что он будет поднят, учитывая тот факт, что заседание совета директоров Alitalia по вопросу о стратегическом партнерстве авиакомпании намечено на пятницу, 23 ноября. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что несколько дней назад посол Германии в Риме встретился с лидерами трех основных профсоюзов по вопросу о партнерстве между немецкой авиакомпанией Lufthansa, также участвующей в тендере на покупку контрольного пакета Alitalia, и итальянским авиаперевозчиком. Согласно большинству аналитиков, именно засилье профсоюзов является основным препятствием для покупки Alitalia иностранными компаниями.
Торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами развивается полным ходом. Италия является одним из главных торговых партнеров России в Европе. Товарооборот между двумя странами превысил 31 млрд. евро в 2006 году.
В эту канву вписывается и промышленное сотрудничество – соглашение между компанией Alenia и КБ «Сухой» о совместном производстве регионального самолета средней дальности «Суперджет-100», совместная реализация «Газпромом» и ENI магистрального газопровода по дну Черного моря «Южный поток», покупка итальянской энергетической компанией Enel 37% акций ОАО ОГК-5, покупка российским ОАО «Северсталь» 79,8% акций итальянского сталепроизводителя Lucchini и перспектива создания совместного холдинга FIAT–Северсталь.
Однако в плане энергетического сотрудничества сохраняются определенные противоречия. Несмотря на заключенное соглашение между «Газпромом» и ENI, гарантирующее поставки российского газа в Италию до 2035 года, итальянский энергетический концерн делает ставку на прямое участие в деятельности «Газпрома» в форме обмена активами. Однако российская сторона настаивает на том, чтобы эти самые активы были равнозначными, делая ставку не на облигации, а на выход на конечных потребителей российского газа в Италии и на участие в распределении прибылей. Несмотря на многообещающие заверения гендиректора концерна Паоло Скарони, этот шаг ENI сделать пока не готов.
Россия также недовольна структурой товарооборота, в котором наблюдается перекос, поскольку подавляющее большинство российского экспорта в Италию составляют энергоносители, в то время как итальянцы поставляют на российский рынок товары с высокой степенью переработки.
В плане международного сотрудничества имеется определенное расхождение в подходах к различным актуальным проблемам. При этом налицо единство взглядов о путях урегулирования ближневосточного конфликта и незначительные разногласия по поводу решения иранской проблемы, очевидно расхождение мнений по поводу размещения в Европе элементов американской системы ПРО и возможности самопровозглашения независимости Косово.
Италия, будучи одним из основных торговых партнеров Ирана в Европе, выступает за мирное разрешение атомного кризиса, призывая одновременно к ужесточению санкций ООН. В то же время Италия, несмотря на то что сама осталась не защищенной американским противоракетным щитом, поддержала развертывание системы ПРО в Европе, хотя и призвала к диалогу и сотрудничеству с Россией в данном вопросе.
Что касается Косово, то министр иностранных дел Италии Массимо д’Алема заявлял, что Италия выступает «за ограниченную независимость при международных гарантиях». В рамках ЕС Италия входит в квалифицированное большинство из 20 стран, выступающих за признание Косово, в то время как семь стран относятся с опаской к подобной перспективе. На вопрос одного из журналистов о том, какова будет реакция Италии в случае самопровозглашения независимости, д’Алема только развел руками, ответив: «Не знаю». Маловероятно, чтобы позиции двух стран по этому вопросу сблизились в ходе визита Романо Проди в Россию.
Рим