Сегодня на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы будет обсуждаться отказ Госдумы ратифицировать 14-й протокол к Европейской конвенции по правам человека. Нежелание российских парламентариев ратифицировать документ, подписанный ранее правительством, поставило Совет Европы в тупик.
Члены российской делегации в ПАСЕ off record не скрывают, что Дума проявила недальновидность и спровоцировала очередную атаку из «враждебного окружения» в виде шквала решений по российским жалобам в Европейском суде по правам человека. Напомним, что 14-й протокол к ЕКПЧ модернизирует процедуру работы Европейского суда по правам человека с тем, чтобы максимально ускорить прохождение жалоб. Если сейчас решение о приемлемости жалобы (ее грамотное оформление, соблюдение всех условий подачи и т.д.) решают трое судей, то 14-й протокол позволяет это делать единолично. Принятие же решения по существу жалобы по новым условиям могло бы проводиться коллегией из трех судей, а не семи, как сейчас. Ну и, наконец, протокол устанавливает новые правила нахождения судьи в должности – единый срок в 9 лет без права переназначения. Сегодня один и тот же судья может быть представлен своей страной на несколько сроков по 6 лет каждый.
Все новые правила, к слову, разрабатывались при непосредственном участии представителей России. Однако впоследствии сами же разработчики, по слухам, рекомендовали отечественным парламентариям заблокировать ратификацию.
Позицию россиян пояснил «НГ» глава комитета Совета Федерации по юридическим вопросам Юрий Шарандин. По его словам, в отсутствие ратификации 14-го протокола «количество решений ЕСПЧ не изменится, потому что, действуя на прецедентной основе, суд связан своей позицией по аналогичным делам, следовательно, прогнозировать решения можно очень легко». С другой стороны, россияне рассчитывают, что станет меньше «политически невзвешенных решений», потому что, когда работают три судьи, фильтрация идет лучше, чем когда это поручено одному человеку.
В целом Россия выступает за ускорение процедуры прохождения жалобы в ЕСПЧ, но при сохранении «качества». Решать надо было по-другому, считает Шарандин, а именно – нанимать дополнительных судей. Это хоть и влечет увеличение расходов, зато способствует реальному, без изменения количества слоев в фильтре, ускорению работы. А из того, как Совет Европы пытался провести реформу, следует, что европейцы «заинтересованы не в том, чтобы ускорение коснулось их, а в том, чтобы оно захлестнуло нас». И, наконец, логичный вопрос: зачем нужно было увязывать вступление в силу столь важного документа с обязательной ратификацией его всеми странами-подписантами?
Наблюдатели отмечают, что доводы россиян – попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Начать хотя бы с того, что «недальновидность» европейцев, не подстраховавшихся на случай, если кто-то откажется от ратификации, объясняется просто: текст протокола был разработан сообща и правительства стран – членов СЕ обещали его подписать и подписали. Никому и в голову не могло прийти, что Россия решит заблокировать ратификацию.
Теперь по сути: решение о приемлемости жалобы всегда принимается с учетом мнения национального судьи, и это правило 14-й протокол не отменял. Иными словами, даже если бы решение о том, пускать ли «тяжбу» дальше по коридорам ЕСПЧ, принималось бы одним судьей, на деле это означало бы двойной контроль. Во-вторых, Дума, если и притормозила шквал решений по российским жалобам, то ненадолго – ровно настолько, сколько потребуется ЕСПЧ, чтобы переназначить около 20 судей, чей мандат истекает в ближайшем будущем.
Впрочем, и эта пауза не затянется. Более того, вполне вероятно, что прохождение самых скандальных для Кремля жалоб (например, от Ходорковского и Лебедева) ускорится. Равно как могут возрасти и объемы денежных компенсаций за моральный ущерб. В этом прекрасно отдают отчет в Москве, а посему в кулуарах Дворца Европы опять обсуждается возможность сокращения российского взноса в СЕ. Мол, освободившиеся средства – около 20 млн. евро – пустим на оплату компенсаций по решениям Страсбургского суда.
Генсек Совета Европы Терри Дэвис только вздыхает: «Россия имеет на это полное право». С другой стороны, по словам Дэвиса, «многие удивлены, что Дума не хочет, чтобы суд работал более эффективно». Как бы там ни было, Совет Европы будет искать выход из создавшейся ситуации. «Мы наберем дополнительный штат юристов, чтобы у нас появилась возможность рассматривать все растущий поток жалоб», – говорит генсек. Юристы обошлись бы бюджету дешевле, чем судьи.
Россия продолжает оставаться одним из лидеров по числу заявлений в ЕСПЧ. Каждая четвертая жалоба – против российских властей.
Страсбург