На вчерашнем заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (46 стран) был заслушан доклад «Угроза использования энергетических поставок как инструмента политического давления». Россия оказалась в центре этого документа. Вопросом энергобезопасности в Страсбурге озаботились еще год назад. Тогда поводом послужил кризис в российско-украинских отношениях. С тех пор Москва успела продиктовать свою волю и цены Тбилиси и Минску, а депутаты ПАСЕ – написать доклад и резолюцию, которые и были вчера одобрены ассамблеей.
Исходя из того, что спрос на энергоресурсы к 2030 году увеличится на 60% и что Европа все больше попадает в зависимость от энергопоставок из России (через 25 лет доля импорта составит 94% по нефти и 84% по газу вместо сегодняшних 50%), авторы доклада предложили свой вариант решения проблемы. Они рекомендовали создать общеевропейский «мозговой трест» для налаживания диалога в области энергобезопасности, а также призвать страны – члены СЕ соблюдать международные обязательства. Им предлагается подписать и ратифицировать Энергетическую хартию и «проявить максимум доброй воли в целях завершения подготовки Транзитного протокола к ней». Помимо этого, как следует из текста итоговой резолюции, всем странам – членам СЕ следует соблюдать принципы рыночной экономики, а главное – предоставить третьим сторонам доступ к своей сети трубопроводов и провести либерализацию внутренних рынков.
Члены российской делегации в ПАСЕ накануне голосования оценили доклад как «взвешенный», но позднее возмутились так называемой грузинской поправкой (хотя авторов у нее было несколько и самых разных национальностей). Речь идет о следующем тексте: «Ассамблея озабочена тем фактом, что газовый рынок России крайне монополизирован «Газпромом». Она полагает, что в интересах всех государств-членов стремится открыть для внутренней и внешней конкуренции систему перекачки газа, обеспечивая таким образом достаточные инвестиции в добычу газа и его перекачку с целью покрытия внутренних потребностей, а также исполнения экспортных обязательств».
Впрочем, не стоит забывать, что в компетенцию Совета Европы не входит проведение непосредственных переговоров в рамках энергодиалога. Это – прерогатива Европейского союза. Кстати, вчера министры иностранных дел 27 стран ЕС включили развитие стратегических отношений с Россией в список приоритетных мер по обеспечению энергобезопасности. Об этом говорится в итоговом заявлении заседания глав МИД ЕС, состоявшегося в Брюсселе. При этом отмечена необходимость диверсификации источников импорта энергоресурсов и маршрутов их доставки, а также говорится о развитии энергетического сотрудничества с соседними странами и расширении партнерства с ведущими потребителями энергоресурсов, в том числе с США, Индией и Китаем.
Страсбург