Пресс-служба канцлера ФРГ подтвердила, что на 5 декабря намечена встреча «Веймарского треугольника». В ней примут участие глава германского правительства Ангела Меркель, президент Польши Лех Качиньский и президент Франции Жак Ширак. А на 30 октября запланирована встреча Меркель и Качиньского в Берлине. Эти рандеву должны внести разрядку в обострившиеся польско-германские отношения.
В Берлине и Варшаве звучат противоположные мнения о том, кто виноват в создавшейся напряженности. Немецкие наблюдатели отмечают, что польское руководство, испытывающее проблемы во внутренней политике, спекулирует на национальных чувствах. В одном из интервью премьер-министр Польши Ярослав Качиньский заявил, что «немцы ищут свое новое национальное самоопределение, рискуя представить себя не преступниками, а жертвами войны». «Вторым спорным вопросом» польско-германских отношений польская сторона называет Северо-Европейский газопровод.
В Польше всерьез намеревались отнять у нобелевского лауреата Гюнтера Грасса звание почетного гражданина города Данцига. А на днях премьер Качиньский выступил с поддержкой предложения националистически настроенной «Лиги польских семей» ограничить избирательные права немецкой диаспоры в Польше. Он заявил, что «положение национальных меньшинств совершенно асимметрично» и потребовал признания польской диаспоры в Германии.
Тем временем в Германии в последнее время развернулись дискуссии о допустимости общественной терпимости по отношению к радикально настроенным организациям. Газета «Цайт» писала, например, что «грубый разлад в германско-польских отношениях зависит не от правительства, а от сомнительных организаций или частных фирм типа «Союза изгнанных» (СИ) и Прусского опекунского совета». «Союз изгнанных» действительно стал предлогом для новой волны обвинений в адрес ФРГ, которую упрекнули в желании «переписать историю». Заметим, однако, что националистическая позиция председателя СИ депутата Бундестага Эрики Штайнбах, выступающей от имени 12 млн. немецких «изгнанных», остро критикуется германской общественностью.
На этом фоне премьер Качиньский демонстративно отказался от визита в Германию, поехав в Вашингтон. Там он обязался послать в Афганистан 1 тыс. солдат и получил обещания помощи в «поисках энергоисточников».
Конфронтация с Польшей в ЕС никому не нужна: скоро в Еврокомиссии (исполнительный орган ЕС) начнутся дебаты о новом варианте Европейской Конституции. В последнее время Польша выражает свое недовольство тем, что новые члены Евросоюза якобы намеренно удерживаются на задворках европейской политики. Намеки на отдаление от Европы и сближение Польши с США в Берлине не могут оставить без внимания.
Как отмечают наблюдатели, Германия нацелена на мягкое лавирование в отношениях с Польшей, стараясь сохранить ее демократическим форпостом на востоке Европы. Варшава же готова использовать и этот политический козырь, вынуждая Германию строить отношения с Россией с оглядкой на нее. Как недавно заявил президент ФРГ Хорст Келер, «в разговоре с Россией надо стараться, чтобы Польша не чувствовала себя изолированной».
Берлин