Главные темы японских СМИ – финал чемпионата мира по футболу и северокорейские ракетные испытания. Сообщая о футболе, газеты помещают фото капитана французской сборной Зинеддина Зидана, «боднувшего» игрока другой команды и тем самым заработавшего красную карточку – удаление с поля. Не меньше внимания уделяется и другой «драме» – попытке Японии и США показать «красную карточку» Пхеньяну за пуск ракет. В Пекине и Москве считают, что возможно и нужно ограничиться лишь предупредительной «желтой карточкой».
Токио еще в минувшую пятницу официально внес в Совбез проект резолюции, подготовленный совместно с Вашингтоном, Парижем и Лондоном. Он предусматривает введение санкций в отношении КНДР. Россия и Китай считают такой шаг преждевременным, но не против принятия жесткого заявления председателя СБ.
Интрига усиливается тем, что все происходит за несколько дней до саммита «большой восьмерки» в Петербурге на фоне растущей напряженности в отношениях между Токио и Пекином, фактической солидарности Сеула с Пекином и Москвой и, наконец, запуска Индией как раз в эти дни межконтинентальной ракеты с дальностью, покрывающей территорию Китая.
Как сообщает хорошо информированная японская газета «Иомиури», идет дипломатическая схватка по принципу «перетягивания каната» – японо-американская группа пытается отколоть Россию от КНР, заставив ее воздержаться или отсутствовать при голосовании проекта резолюции, намекая, что в противном случае «праздник» в Петербурге будет испорчен. Считается, что в одиночку Пекин не рискнет использовать свое право вето.
Настаивать на жестких мерах в отношении Пхеньяна у Токио сразу несколько веских причин. Во-первых, корейские ракеты слишком близко и поэтому представляют реальную опасность. Особенно, если, как признал начальник российского Генштаба Юрий Балуевский, северокорейцы, произведя запуск ракет, их дальнейший полет не контролировали. Во-вторых, в тупике проблема возвращения японцев, похищенных и увезенных в КНДР. Ракетный кризис – это возможность заставить Северную Корею пойти на уступки.
Наконец, кризис возник в кульминационный момент визита премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в Америку – его посещения вместе с президентом США Джорджем Бушем музея Элвиса Пресли в Мемфисе. Политическую линию японского правительства – чем лучше отношения с США, тем больше возможностей в отношениях с другими – большинство японцев считает сомнительной, если даже не прямо противоположной по логике. В то же время тесное взаимодействие с США по реально пугающим простого японца ракетам должно убедить его в правильности выбранного Коидзуми курса.
Противостояние по ракетам могло бы остаться эпизодом, если бы не его «побочный эффект». В телевизионных дебатах в прошлое воскресенье глава военного ведомства Японии Фукусиро Нукага и министр иностранных дел Таро Асо стали в духе Зидана «бодаться», намекая на возможность поражения силами Управления национальной обороны северокорейских ракет еще до их запуска. Но это явная агрессия и ведение войны на чужой территории, что запрещено 9-й статьей японской Конституции.
Ситуация с ракетами опасна именно потому, что она может иметь и непредсказуемые внутриполитические последствия – в частности, побудить Японию к радикальному пересмотру своей Конституции. Раньше намеки на возможность атаковать Северную Корею приводили к отставкам тех, кто себе это позволял. Теперь все иначе. Япония, больше чем когда-либо в прошлом, готова к радикальным переменам в своей оборонной политике.
Токио