Вчера завершился трехдневный визит в Китай канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Это ее третий зарубежный официальный визит в составе расширенной делегации. Ему предшествовали посещения Томска и Вашингтона.
Меркель не случайно запланировала официальный визит в Китай сразу после посещения Америки и России. В обоих случаях ее сопровождали представители промышленности и члены кабинета. И на этот раз в составе делегации министр экономики и новых технологий Михаэль Глос и министр транспорта Вольфганг Тифензее, а также 40 представителей промышленных предприятий.
Как сообщил на брифинге координатор по внешней политике администрации канцлера Кристоф Хойзген, этот официальный визит «так же, как и визит в Россию, имеет важное сигнальное значение». Меркель поставила своей целью интенсифицировать отношения между Германией и Китаем, поддержать интересы германской промышленности и, наконец, получить представление «о социальной и общественной реальности» в стране.
Экономические темы заняли основное место на переговорах. Ведь общий торговый объем между Германией и Китаем составляет около 61 млрд. евро (для сравнения – с Россией 38 млрд. евро). В понедельник уже были подписаны 19 двусторонних соглашений по экономическому сотрудничеству: например, между Air China и Lufthansa, фирмой Siemens и китайскими железными дорогами.
Германская делегация посетила строящуюся скоростную железную дорогу Пекин–Шанхай, которая неоднозначно оценивается в Германии. Ведь проект китайского скоростного поезда фактически скопирован с до сих пор не реализованного германского проекта. Опасение, что немецкие фирмы терпят убытки из-за растущего экспорта высоких технологий в Китай, высказал в преддверии визита Азиатско-тихоокеанский комитет германской промышленности. Проблема интеллектуальной собственности обсуждалась и в отношении предприятий текстильной и автомобильной промышленности. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отметил, что в этой области еще существует много нерешенных вопросов.
По словам г-на Хойзгена, на первом плане бесед Меркель и Вэнь Цзябао были отношения Китая с такими «первостепенными державами региона, как Россия и Индия». Кроме того, стороны обсудили иранскую и северокорейскую ядерные программы. Как и во время визита в Россию, Меркель провела беседы с представителями гражданского общества.
Важной темой бесед с китайским руководством стало эмбарго на поставку вооружения в Китай, которое ЕС наложило в 1989 году после разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь. В 2004 году канцлер Герхард Шрёдер потребовал от ЕС его отмены, чем навлек на себя критику германской и европейской общественности.
По оценкам наблюдателей, в Китае Меркель действовала как уравновешенный политик, следующий стратегии, отличной от политики Шрёдера. Об этом свидетельствует ее твердая позиция в отношении эмбарго и упор на обсуждение внутриполитических тем, связанных с правами человека и свободой гражданского общества.
Во время визита в Вашингтон Меркель поставила акцент на дружественные отношения с США, во время визита в Томск – на построение «стратегического партнерства» с Россией. В Пекине она продемонстрировала политику «мягкого сближения с Китаем», которую эксперты уже сейчас называют «новым стратегическим диалогом».
Берлин