Участникам Общенационального съезда пришлось решать территориальную проблему в отсутствие премьера.
Фото Reuters
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми еще раз продемонстрировал, что он политик непредсказуемый. 7 февраля, в День северных территорий, он не появился на Общенациональном съезде в старом здании Кудан кайкан, кстати сказать, недалеко от храма Ясукуни. График Коидзуми оказался слишком плотным.
Однако многие посчитали странным, что премьер воздержался от участия в мероприятии, которое уже прочно вошло в японский политический календарь, и при этом до сих пор находил время для визитов в храм Ясукуни. Напомним, что посещение этого храма всегда вызывает массовые протесты и дипломатические демарши в Китае, Южной Корее и других странах, пострадавших от японской агрессии.
За всю историю Дня северных территорий премьер отсутствует на съезде лишь четвертый раз. Причем два раза подряд отсутствует именно Коидзуми. В прошлом году ему помешал грипп, но за него его послание зачитал официальный представитель правительства. На этот раз не было и послания.
В управлении кабинета министров на вопросы журналистов ответили, что премьер не мог уйти с заседания в парламенте. Действительно, Коидзуми уже два дня отбивается от атак бюджетной комиссии. Но это явный предлог.
Можно лишь догадываться об истинных мотивах премьера. Это мог быть сигнал в сторону Москвы – своего рода ответ на призыв Путина, прозвучавший 31 января, не «использовать проблемы Курильской гряды для того, чтобы решать внутриполитические задачи». Поведение японского премьера таким образом вписывается в путинское толкование «текущего момента» в двусторонних отношениях: «Я так понял наших японских друзей и партнеров, что они, оценив реалии, вступили с нами в новое качество отношений. И мы вместе начали искать пути разрешения проблемы».
Впрочем, оптимистический анализ российско-японских отношений бывает, как правило, ошибочным. Да и факты говорят об обратном. Недавний визит в Москву высокопоставленного представителя японского МИДа в попытках продвинуть территориальную проблему закончился безрезультатно.
Парадоксально, но по законам геополитики Москва и Токио должны сближаться. Россию выдавливают из европейского пространства, намекают на возможность исключения из «большой восьмерки», продвигают базы США и НАТО к ее границам. Выдавливание из Европы приводит к движению в объятия Китая. Япония даже при преемниках Коидзуми не сможет найти общий язык с Китаем и Кореей. Кстати, во вторник провальной оказалась попытка продвинуться в отношениях с Северной Кореей. В раскладе «карт» российско-японская вроде бы козырная, но она пока вне игры.
Токио