Внеочередной доклад о ситуации в Белоруссии, приуроченный к предстоящим 19 марта президентским выборам, не вызвал в Страсбурге такого накала, какой царил накануне при обсуждении резолюции об осуждении преступлений тоталитарных коммунистических режимов. Одним из инициаторов этого доклада, как известно, является нынешний спикер Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден.
Для поддержки доклада в Страсбург специально прилетел Владимир Жириновский. Он по праву стал «звездой» слушаний: по взрывам хохота легко было догадаться, когда Владимир Вольфович овладевал трибуной. Вице-спикер Госдумы был очень энергичен, он даже слегка приседал в процессе выступления. Словом, сообщенная Жириновским энергетика оказалась сильнее, и другие члены российской делегации, заявлявшие о несвоевременности обсуждения вопроса о преступлениях коммунизма, проиграли как минимум дважды. Первый раз – когда российская поправка о возвращении резолюции на доработку не прошла. Второй раз – когда прошла европейская поправка о сравнении преступлений коммунистических режимов, унесших миллионы жизней, с нацистскими.
И хотя текст рекомендаций, сопровождавший резолюцию, принят не был, все же первая европейская попытка осуждения преступлений коммунистических режимов состоялась. Рвение российской делегации, голосовавшей против резолюции, понятно: Москва всерьез опасается того, что нынешние дебаты в Страсбурге – лишь первый шаг на пути осуждения преступлений и выдвижения финансовых претензий от имени пострадавших в эпоху тоталитаризма.
Кстати, Жириновского в Страсбург привело то же самое опасение, только Владимир Вольфович решил снять напряжение по-своему, свалив всю вину за совершенные преступления на КПСС и ее правопреемницу – КПРФ. Иными словами, оградив Россию как государство от каких-либо финансовых обязательств.
Словом, выпустив пар накануне, депутаты ПАСЕ обсуждали Белоруссию с меньшим пылом. Да и исправно работавший «адвокатом Лукашенко» Жириновский был уже не столь эмоционален. Чтобы, как выразился спикер ПАСЕ ван дер Линден, «сохранить равновесие», в Страсбург пригласили представителей обеих сторон – спикера белорусского парламента Владимира Коноплева и лидера оппозиции Александра Милинковича.
Дипломатический «политес» был соблюден по полной: ван дер Линден принял каждую из сторон еще до начала дебатов с разницей в час, чтобы они не столкнулись в коридоре. Надо ли говорить, что симпатии ассамблеи были преимущественно на стороне Милинковича: он был «нарасхват» и у журналистов, и у депутатов, тогда как Коноплев спокойно пил кофе на глазах членов ПАСЕ.
Суть вчерашнего обсуждения во Дворце Европы и принятых ассамблеей резолюции и рекомендаций не ограничивается перечнем нарушений прав человека режимом Лукашенко. Депутаты ПАСЕ призвали Европейский союз облегчить визовый режим для рядовых граждан Белоруссии в противовес ее руководству, а также заморозить счета Лукашенко и других представителей белорусской политической элиты.
Впрочем, в личной беседе Коноплев заявил, что «Лукашенко не раз сам предлагал, что если на Западе найдут какие-то его счета, пусть возьмут эти деньги себе». Коноплев призвал коллег из ПАСЕ дать властям в Минске «спокойно работать на благо своей страны».
Милинкович поддержал предложение ПАСЕ организовать 23 февраля в Праге международную конференцию и обсудить ситуацию в Белоруссии накануне выборов.
Страсбург