– Господин Босбах, канцлер Ангела Меркель дала понять, что значение России во внешней политике Германии будет уменьшаться, а значение Польши увеличиваться. Как, на ваш взгляд, будут развиваться отношения Германии с Россией и Польшей?
– Мы будем по-прежнему поддерживать хорошие отношения с Россией. Но что нам действительно не нужно, так это «ось Париж–Берлин–Москва», которая вызывает недоверие у других государств. Мы должны учитывать мнение малых стран ЕС, которые чувствуют, что отступают на второй план. Здесь произойдет явное изменение акцентов. Это, кстати, в традиции Гельмута Коля, который делал политику, не глядя на величину и силу.
– Значит, Польша станет для Германии самым важным государством из восточноевропейских?
– Это естественно: у нас новые соседи по Евросоюзу – Польша и Чехия, а скоро в ЕС будут приняты Болгария и Румыния.
– Россия отступит на второй план в угоду новым государствам ЕС?
– Нет. Но мы не хотим производить впечатление, что большие государства объединяются в ущерб третьим странам. Например, строительство Балтийского газопровода следовало обсуждать более деликатно, чтобы у Польши не возникло впечатления, что ее обошли.
– В России вызвало беспокойство высказывание госпожи Меркель, что она собирается жестче требовать соблюдения прав человека. Что под этим понимается?
– Для нас права человека неприкосновенны. Например, я внимательно следил за процессом над Михаилом Ходорковским, и я не совсем уверен, что этот процесс соответствовал нормам правового государства. Иными словами, если законы содержат драконовские наказания, то это, по нашему убеждению, противоправно.
– Как отныне будут развиваться отношения Германии с США? Будет ли изменена линия Шрёдера, при котором отношения между двумя странами значительно охладели?
– Если бы нам было что сказать американцам, мы не стали бы этого делать на базарной площади, используя это в целях предвыборной борьбы как дешевый трюк. Мы бы все выяснили так, как это принято в кругу друзей, поскольку США для нас не противник, а политический партнер. Меркель также не стала бы отправлять солдат в Ирак. Но Шрёдер спровоцировал внешнеполитический конфликт во внутриполитических целях. Он расколол Запад. Это подало Саддаму Хусейну надежду на то, что не будет военного вторжения. И это было трагической ошибкой.
– Будет ли большая коалиция форсировать вступление Турции в ЕС?
– Переговоры ведутся. Но вопрос в том, ведутся ли они действительно с целью вступления Турции в ЕС, реалистично ли это. Если Турция не выполнит критерии, необходимые для вступления, или если ЕС, с нашей точки зрения, не будет готов принять такое громадное государство, которое может поставить под угрозу способность интеграции ЕС, никакого вступления Турции не будет.
– Как вы оцениваете ситуацию в Германии после формирования большой коалиции?
– У нас сейчас три гигантские «стройки»: преодоление массовой безработицы, оздоровление государственных финансов, причем особенно необходимо остановить стремительно растущий государственный долг, и, наконец, – стабилизация системы страхования с учетом вызывающих беспокойство демографических изменений.
– Какие реформы планирует большая коалиция?
– Важнейшие пункты – увеличение экономического роста и занятости, уменьшение государственного регулирования, придание гибкости рынку труда, увеличение инвестиций в науку и технологические разработки, а также в транспортную сеть. Второй пункт – оздоровление государственных финансов. Причем это будет невозможно только за счет сокращения расходов, нам необходимо повысить налоги. Это означает, с одной стороны, экономию и консолидацию бюджета, а с другой – использование налоговых сборов для уменьшения издержек по заработной плате. Это послужит сокращению безработицы. И третье – реформы системы страхования здравоохранения, пенсионного страхования и страхования инвалидов. Мы должны изменить эту систему так, чтобы молодое поколение через 30–50 лет не должно было пожинать плоды нашей сегодняшней расточительности и непредусмотрительности.
– Какие меры вы предлагаете конкретно? Может коалиция достичь компромисса по этому наиболее спорному вопросу?
– Есть две основные модели. Согласно одной модели, которую предлагает СДПГ, предполагается устранение частного страхования здравоохранения. По этой модели все доходы должны облагаться специальным налогом на страховку. Каждый будет сам ответственен за свою страховку в соответствии с собственными доходами. Блок ХДС/ХСС предлагает премиальную модель, так называемую солидарную компенсацию, которая должна финансироваться за счет налогов. И компромисс будет нелегко найти. Ведь это две разные модели.
– Как вы оцениваете работоспособность большой коалиции?
– Нам надо провести в жизнь сначала то, о чем мы уже договорились. А именно – изменение налоговой системы в 2006 году, повышение НДС в 2007 году, затем провести реформу косвенного налогообложения в 2008 году. Когда дело касается деталей, сразу становится трудно. Поэтому в последующие месяцы будет интересно увидеть, сможем ли мы в повседневной политической жизни находить общий язык.
– Что вы могли бы сказать о комментариях прессы по поводу того, что СДПГ и ХДС/ХСС обманули избирателей? Ведь во время выборов они уверяли, что повышения налогов не произойдет, а потом договорились о повышении НДС и о повышенном налогообложении высокодоходной категории населения.
– Налицо явное противоречие в представлении о действительности у прессы и населения. Сначала они кричат политикам: «Договоритесь наконец! Вы должны идти на компромисс!», а потом заявляют, что их обманули. Если бы мы настояли на своих предложениях, то не было бы договоренности. Это возможно только при 51% голосов. Но ведь ни та, ни другая партия их не получили. При диктатуре это было бы возможно. Ее у нас тоже нет. Значит, надо идти на компромисс. И никакого обмана здесь нет.
– Разве повышение налогов не вредит экономике?
– Мы были бы рады, если бы нам не было нужно повышать налоги. Но тогда нам пришлось бы увеличить долги. Невозможно требовать от политиков меньше налогов, но больше затрат государства при уменьшении задолженности. Моя мама всегда говорила: «Все сразу получить невозможно». То же самое в политике.
Некоторые считают, что повышение налогов для высокооплачиваемой категории населения, так называемый «налог для богатых», на них особо не отразится, поскольку налог не велик по сравнению с их доходами и в конечном счете для них это будет нечувствительно. Кто мало зарабатывает, платит в основном за квартиру и продукты питания. Плата за квартиру останется такой же, и НДС на продукты питания не повысится. Но при покупке мебели и одежды уже надо будет платить НДС на 3% больше, то есть 19% вместо 16%. Кто много зарабатывает, тот и больше потребляет: ездит на дорогих машинах, покупает дорогую мебель и дорогие костюмы.
– Налоговая реформа и реформа рынка труда станет серьезной нагрузкой для германского населения?
– Естественно! Особенно для тех, кто не получит финансового облегчения. У нас 27 млн. трудящихся, которые платят взносы в государственный пенсионный фонд. Они получат облегчение. Но пенсионеры, чиновники, школьники его не получат. Для них это означает даже большую нагрузку.
Берлин