Парламент Японии вчера вновь утвердил в должности премьер-министра страны Дзюнъитиро Коидзуми, лидера Либерально-демократической партии, победившей на выборах 11 сентября. Он уже объявил, что своей главной задачей считает проведение реформы почтового ведомства.
Коидзуми ныне на пике популярности. По данным газеты «Иомиури», позитивно его оценивают 62% японцев, на 14% больше, чем в августе. Возглавляемые им либерал-демократы располагают 296 из 480 мест в нижней палате парламента, и, хотя имеют право сформировать однопартийное правительство, они решили не отказываться от коалиции с партией Новая Комэйто. В ближайшее время будут вновь утверждены на своих постах министры и другие главы правительственных ведомств, подавшие в отставку в связи с выборами.
В то же время смена лидера произошла в оппозиционной Демократической партии, лишившейся значительной части парламентских мандатов. Вместо ушедшего в отставку Катсуи Окада новым лидером партии избран сравнительно молодой политик Сэйдзи Маэхара. Ему 43 года. Маэхара выступил с призывом возродить Демократическую партию как ведущую партию оппозиции.
В действительности для Демократической партии парламентские выборы стали своим «11 сентября». Демократы рассчитывали прийти к власти, но были отброшены далеко назад – из 177 мест в нижней палате парламента они сохранили только 113.
Этой дате суждено закрепиться в японском политическом календаре в качестве своего рода символа. Можно считать, что на выборах в парламент была похоронена надежда на рождение в Японии двухпартийной системы. Впрочем, не столько простые японцы, сколько представители политической элиты нацеливались на появление демократической структуры власти из двух или нескольких сменяющих друг друга партий. Однако, как и прежде, электорат предпочитает голосовать не столько за партию и ее платформу, а за конкретных людей. И это оказалось на пользу Коидзуми и его сторонникам. При всей внешней чудаковатости в глазах японцев премьер воплощает тягу к радикальным реформам. В то же время выступившие против него политики внутри самой ЛДП в глазах населения выглядят ретроградами да еще с ярлыком достойных только презрения «предателей». А ругавшие его демократы восприняты как политики, выступившие против реформ лишь ради того, чтобы прийти к власти, а это также мало импонирует избирателю.
Победа Коидзуми показала, что в Японии и в старой политической оболочке можно проводить радикальные реформы, и для этого вовсе не обязательна революция. Поскольку все партии ныне обещают практически одно и то же, никто бы не удивился, если бы в будущем вместо выборов просто назначали тендер на замещение правительства.
Выборы показали также, что на их результаты решающее влияние оказывает внутренняя, а не внешняя политика. Ведь на внешнем фронте у Коидзуми не было и нет достижений: напряженные отношения с ближайшими соседями – Южной Кореей и Китаем, тупик в отношениях с Россией, неудачная попытка установления дипотношений с Пхеньяном, пока безнадежная перспектива пробиться в постоянные члены Совета Безопасности ООН.
На этом фоне близкие отношения с США не оцениваются как большой успех. Во всяком случае, явно не это помогло Коидзуми на выборах, и выглядят смешно попытки некоторых американских аналитиков объяснить победу японского премьера в том числе его твердым курсом на поддержку Вашингтона в Ираке. Правильнее было бы признать, что Коидзуми победил вопреки непопулярности его курса на безоговорочную поддержку США.
Но если в Вашингтоне обрадовались, то в Пекине разочарованы. Когда-то, например в начале 70-х, китайцам, чтобы свалить премьер-министра Сато и привести к власти Танаку, было достаточно намекнуть, что они не будут иметь дело с действующим главой японского правительства. Теперь этот номер не прошел. Более того, не исключено, что именно жесткое давление Китая на Коидзуми в связи с его визитами в храм Ясукуни стало для японского лидера «попутным ветром» на пути к феноменальному успеху.
Что касается России, то здесь нет ни радости, ни особой печали. Некоторые полагали, что в Токио в ноябре Владимира Путина будет принимать не Коидзуми, а другой японский лидер. Но, если бы это и случилось, ничего бы радикально не изменилось.
У Коидзуми есть два возможных пути в отношении России – использовать новый шанс, чтобы по территориям найти компромиссное решение с Путиным, который до последнего времени был к нему готов. Второй – с новой силой продолжить давление на Москву и вынудить ее к принятию в той или иной форме своих условий.
Ни первый, ни тем более второй вариант не выглядят реалистичными. А это значит, что сохранится статус-кво. В этом плане предстоящий визит российского президента выглядит проблематичным потому, что его сложно наполнить каким-то впечатляющим содержанием. Чтобы выйти в политических отношениях из патовой ситуации, нужна не смена лидеров, а смена мышления, стимулов и ценностей. А до этого далеко, если вообще такое возможно.