Для Ангелы Меркель политический кризис еще не повод, чтобы не выпить пива.
Фото Reuters
Сегодня в Берлине состоится встреча представителей главных политических сил Германии – СДПГ и ХДС/ХСС, лидеры которых Герхард Шрёдер и Ангела Меркель не смогли одержать очевидной победы на парламентских выборах. По результатам переговоров между соперниками станет ясно, насколько быстро Германия найдет выход из политического кризиса. А вчера СДПГ Шрёдера начала переговоры о создании правительственной коалиции с партией зеленых Йошки Фишера. Ни Шрёдер, ни Фишер не присутствовали на этих переговорах.
После встречи и председатель партии зеленых Клаудиа Рот, и председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг заявили о намерении добиваться создания «светофорной» коалиции и вести дальнейшие переговоры со свободными демократами.
Между тем «безвластие», возникшее после воскресных парламентских выборов, победителями которых себя считают одновременно и Шрёдер и Меркель, вовсе не парализовало систему государственного управления и экономическую активность. Пример тому – реакция германской биржи на исход выборов: потери составили 2% и уже в течение следующего дня германский индекс акций поднялся на прежнюю отметку.
Именно в ситуациях, подобных германской, выявляется мощь заложенных в демократическом обществе сил, приводящих к саморегуляции. Важнейшие институты демократии – свободная пресса и реальная многопартийная система – стоят в Германии на первом месте. Например, общественность и пресса поспешили остудить пыл Шрёдера, который после выборов заявлял: «Я буду канцлером!» Демонстрация личных амбиций на публике была воспринята немцами отрицательно. Тут же заработали институты опросов общественного мнения. 65% отрицательно высказались о поведении канцлера, и в последующие дни Шрёдер стал вести себя скромнее.
Личности важны и незаменимы в России или на Украине. Если из игры выходит одна из ключевых политических фигур, распадается вся политическая расстановка. Такую ситуацию мы наблюдаем на Украине после отставки премьер-министра Юлии Тимошенко. Сейчас многие пытаются ответить на вопросы: что будет с Ющенко? Куда повернется Тимошенко? Каким будет правительство? Как сложатся отношения Украины с Россией? Конец ли оранжевой революции? Ответы могут быть только спекулятивными.
В германской же политике каждая личность заменима – будь то Меркель или Шрёдер. Поэтому в обществе царит относительная расслабленность. Возможности отдельно Меркель и отдельно Шрёдера ограничены. Они ведут борьбу главным образом в своих партиях. Всем ясно, что на смену Меркель найдется новый кандидат: сейчас поговаривают о Роланде Кохе. На смену Шрёдеру сможет прийти Пеер Штайнбрюк. Если не подойдут эти политики, найдутся другие. Развитие сценариев сотрудничества происходит автоматически – на партийном уровне, на уровне общества.
Конечно же, и в Германии существует борьба личностей, но она разворачивается намного слабее, приглушеннее. Главный пафос сообщений в СМИ сейчас – сохранение стабильности. На фоне этой задачи личные амбиции политиков тускнеют. Поэтому отчасти верно высказывание Меркель во время политической дуэли на германском телевидении: «Через некоторое время вы, господин Шрёдер, будете никем в своей партии и никем в германской политике». Хотя теперь это высказывание применимо и к ней самой.
В Германии серьезно рассматриваются варианты на тот случай, если Ангела Меркель не наберет большинство при выборах канцлера в бундестаге. В течении двух недель парламент должен будет выбрать канцлера со второй попытки. Если и она не удастся и канцлер не получит абсолютного большинства, президент может в течение недели либо назначить канцлера, получившего большинство голосов, либо распустить парламент.
Впрочем, лидерам партий не нужны новые выборы. Все усилия сейчас нацелены на формирование одной из коалиций.
═
Берлин