Разрабатываемый Кремлем законопроект о назначении мэров городов может взорвать отношения между Россией и Советом Европы. На фоне этого назревающего конфликта нынешние дебаты по теме выполнения Россией своих обязательств перед СЕ в рамках мониторинга ПАСЕ – дружеские посиделки. Глава комитета Госдумы по международным делам, вице-спикер ПАСЕ Константин Косачев заявил «НГ», что если Россия действительно решится на этот шаг, то ей надо быть готовой «к жесточайшей критике со стороны ПАСЕ, большей, чем по любой другой претензии, здесь обсуждавшейся». В Страсбурге к этой идее относятся крайне отрицательно: «В отличие от губернаторов, где единой модели не существует, по избранию мэров и глав местного самоуправления стандарт Европы исчерпывающ и очевиден – это только избрание».
Вчера же России пришлось платить по старым долгам или, как выразился Косачев, «по обязательствам, опрометчиво взятым в 1996 году». Тогда, перед переизбранием Бориса Ельцина на второй срок, помимо необходимого пакета документов, Москва расписалась в обязательстве по целому ряду конвенций и соглашений, которые не ратифицированы до сих пор большинством стран – членов СЕ (как, например, конвенция по нацменьшинствам). По мнению членов российской делегации, предъявленный счет слишком уж велик. Более того, по словам Косачева, «комиссия по мониторингу вышла за рамки собственного мандата», взявшись, например, за обсуждение вопросов взаимоотношений России с соседними странами – с Молдовой, Грузией и государствами Балтии. Этот тезис главы российской делегации разбил докладчик от ПАСЕ Дэвид Аткинсон, продемонстрировавший журналистам соответствующую статью мандата.
Дискуссионное сражение на вчерашнем заседании ПАСЕ велось вокруг двух поправок в текст итоговой резолюции. Одна из них была инициирована депутатами стран Балтии и включала в текст рекомендации «помогать вернуться домой» депортированным во времена СССР лицам, в том числе из стран Балтии, дополнение в одно слово – «оккупированных стран Балтии». Одно прилагательное здесь оказывается крайне существенным, как пояснил «НГ» депутат от Эстонии Марко Михельсон, так как Россия «упорно не желает признавать факт оккупации стран этого региона, равно как и платить компенсацию жертвам тех событий». Но попытки россиян заблокировать принятие этой крайне неприятной для Кремля поправки были тщетны: прибалты основывали свое решение на прецеденте 96-го года, когда в резолюции ПАСЕ была зафиксирована именно такая формулировка.
Несмотря на то что в кулуарах Дворца Европы члены российской делегации всячески подчеркивали, что наличие мониторинга ПАСЕ имеет только положительные последствия, сам мониторинг был назван в выступлении главы делегации «плохой процедурой». Более того, Косачев заявил, что Россия уже реализует многие из пока не выполненных обязательств, а посему «в начале будущего года следует вернуться к вопросу о снятии мониторинга». В это верится с трудом, учитывая количество найденных ПАСЕ «огрехов». Вот некоторые из них, перечисленные в резолюции к докладу по России: ограничение политической конкуренции в результате принятия нового закона о партиях, появление предложений по установлению контроля исполнительной власти над судебной, отсутствие беспристрастного освещения президентских и парламентских выборов и наличие фактического контроля государства за СМИ. Что касается последнего тезиса, то, по словам Косачева, ПАСЕ опять вышла за рамки дозволенного, предложив России организовать независимую телерадиовещательную компанию по примеру BBC.
Но самый главный упрек ПАСЕ заключается в том, что Россия до сих пор законодательно не упразднила смертную казнь: «Ассамблея призывает незамедлительно ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о правах человека. Ассамблея напоминает, что первоначальный предельный срок для выполнения данного обязательства истек в 1999 году и что другие страны, не выполнившие это ключевое обязательство, были подвергнуты санкциям». Кстати, кое-кто из депутатов ПАСЕ уже предложил применить в отношении России какие-либо санкции за такое пренебрежение к собственным обязательствам перед СЕ, например, лишить российскую делегацию права голоса до принятия соответствующего закона. Это предложение не прошло: как заявил глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов, «наше оружие – слово, и мы им умело владеем». Однако все умение может не спасти, если в Кремле и на Охотном Ряду будут по-прежнему убеждены, что надо казнить. Нельзя помиловать.
═
Страсбург