Японское правительство всю прошлую неделю напоминало штаб по спасению заложников. Страна стояла, что называется, «на ушах». Возможно, поэтому вернувшихся заложников не считают героями. К ним предъявляют много претензий, поскольку они пренебрегли предупреждением «не соваться в Ирак». Теперь бывшие заложники дают интервью, и явно не в пользу сторонников войны – например, об убитых детях в Эль-Фаллудже. Тем временем некоторые предлагают взыскать с них расходы за освобождение. Уже подсчитали, что это будет около 350 тыс. иен с человека.
Благополучное освобождение в принципе ничего не решает. Отныне Ирак все больше будет похож на Вьетнам 60-х, Афганистан 80-х годов и Чечню 90-х. В этой ситуации японские войска остаются. Они остались бы даже, если бы заложников казнили. Кое-кто пытался убедить, что заложников-де спасла принципиальная позиция правительства, не поддавшегося на шантаж, но в это мало кто поверил.
«Преступные организации», как их именуют здесь, не рассчитывали всерьез, что Дзюнъитиро Коидзуми выведет войска и поставит на карту отношения с Соединенными Штатами. Он-то и послал войска, потому что не хотел портить отношения с американцами. А что было делать, если те по-большевистски заявили: «Тот, кто не с нами, тот против нас»? «Не с американцами» – это еще куда ни шло, но «против», на это никто в Японии не решится.
Расчет «преступников» был другим, и он в целом оправдался. Была приведена в состояние лихорадки вторая экономическая держава мира. Впервые за многие годы в Токио состоялась приличная по масштабам антивоенная демонстрация. На днях в оживленном районе Сибуя я сам наблюдал демонстрацию против войны в Ираке. Забавно, что часть была представлена лицами прекрасного пола в игривых костюмах, которые скандировали: «Не будем спать с мужчинами, которые за насилие в решении конфликтов».
Захватившие заложников привлекли к себе внимание всего мира, а их аргументы были услышаны, хотя и не были приняты. Не так просто ответить на главный вопрос, на каком моральном и юридическом основании находятся японские военные в Ираке, если об этом их просили не иракцы и даже не ООН, а американцы. При этом основное моральное оправдание – армия пришла сюда восстанавливать Ирак во имя «светлого демократического» будущего, заметно потускнело. Теперь, когда сопротивление становится повсеместным, даже американцы в эту миссию мало верят, хотя другого аргумента у них просто нет.
Вывод Испанией своих войск и уже начавшаяся цепная реакция в более мелких странах могут сказаться и на Японии. Она вряд ли захочет остаться одна в компании с США и Англией. А появление скандальной книги Боба Вудварда «План атаки» об истинных мотивах войны США в Ираке также подрывает моральные основания нахождения там японских войск.
Самава, где разбили лагерь 500 с лишним японских военных, считалась самым безопасным местом. Теперь этого не скажешь. Спорадически раздаются взрывы и выстрелы, а 14 апреля впервые 300 местных арабов пришли к воротам лагеря с транспарантами, требуя ухода японцев. Так может повиснуть в воздухе юридическое условие их пребывания в Ираке – решение японского парламента о том, что они могут располагаться только в местах, где не ведутся боевые действия.
С Самава связан сюжет о чудесах, которые случились при рождении Пророка. Тогда среди других невероятных явлений глубоко вниз опустилось озеро Сава и высоко возвысилась долина, где ныне пребывают японцы.
Можно ли рассчитывать на чудо и сейчас?