На 28–29 февраля назначена новая донорская конференция по Ираку. Она пройдет в Объединенных Арабских Эмиратах. Организаторы форума надеются грамотно распорядиться финансовыми средствами, собранными ранее, – несмотря на непрекращающееся насилие в постсаддамовской стране. Напомним, что в конце октября прошлого года мировое сообщество на конференции в Мадриде обязалось выделить Ираку 33 млрд. долларов (включая 18,4 млрд., одобренных американским Конгрессом). Однако финансовые потоки не спешат в Ирак. 6 февраля министр финансов Камель аль-Гейлани призвал доноров ускорить выделение средств, обещанных в Мадриде. По его словам, международная помощь является ключевым элементом для удовлетворения первостепенных нужд иракцев, равно как для трансформации экономики страны.
На политическом же фронте главным событием последних дней стало заявление главы временной американо-британской администрации Пола Бремера о том, что он наложит вето на проект иракской Конституции, если она будет основана на шариате. По его словам, ислам будет объявлен государственной религией и «источником для законодательства», но не основным источником. На вопрос журналиста о том, что случится, если иракские лидеры пожелают записать в Конституции, что основной базой для законов является шариат, Бремер четко дал понять, что воспользуется своим правом вето. «Наша позиция ясна. Это не может стать законом прежде, чем я его подпишу», – передает АП слова Бремера.
Наблюдатели пытаются выяснить, в каких отношениях с исламом находится глава американо-британской администрации. Для многих очевидно, что подобные высказывания на руку лишь религиозным экстремистам, которые пытаются обращать в свою пользу любые замечания об исламе из уст оккупационных сил.
Как считает доктор Ибрагим Тауфик, ведущий научный сотрудник ИВ РАН, Бремер плохо ориентируется в том, что комментирует. По его словам, в принципе не бывает так, чтобы исламские ценности обретали форму закона, в то время как ислам всегда является источником для Конституции государств, граждане которых в своем большинстве исповедуют ислам. При этом особенности арабского языка таковы, что понятия «один из источников» или «основной источник» обозначаются одинаково. Соответственно все зависит от того, которую трактовку предпочитает тот или иной человек («ислам – основной источник для законодательства» или же «ислам – один из источников»). По словам Тауфика, Конституции многих арабских стран могли бы послужить основой для новой иракской Конституции. Речь идет, например, о Сирии, Египте, Тунисе... Там законы писались светски ориентированными людьми. Не было и нет недостатка в подобных специалистах и в Ираке.