В Ираке уничтожены уже сотни добровольцев, пожелавших записаться в полицию или армию.
Фото Reuters
В Багдаде вчера утром взлетел на воздух начиненный взрывчаткой автомобиль. Мощный взрыв – второй за одни сутки – произошел у центра по набору добровольцев в иракскую армию. По сообщениям мировых агентств, около 50 человек погибли и еще десятки ранены. Таким образом, число погибших в результате двух взрывов составило около 100. Столько крови за одни сутки в Ираке еще не проливали.
Как заявил полковник армии США Ральф Бейкер, последняя атака была направлена исключительно против иракцев. По его словам, совершил ее подрывник-самоубийца на машине, в которую было заложено 150–250 килограммов пластиковой взрывчатки. Наблюдатели отмечают, что с начала этого года уже произошло не менее девяти взрывов с применением взрывчатки в автомобилях. Напомним, что жертвами прошлого взрыва оказались полицейские-добровольцы.
Как отмечает Рейтер, за последние месяцы были убиты около 300 сотрудников новой иракской полиции, созданной под руководством американской администрации и обвиняемой в коллаборационизме с представителями иракского сопротивления.
На этом фоне эксперты говорят о гражданской войне. Однако, по мнению ряда специалистов, речь идет не о войне по линии сунниты–шииты, которую пытается развязать «Аль-Каида» (как утверждает американская разведка), а в целом об усилении противоречий внутри иракского общества.
Ведущий научный сотрудник ИВ РАН доктор Ибрагим Тауфик полагает, что главными противоборствующими сторонами в гражданской войне скорее всего могли бы выступить курды, туркмены и арабы. Сдерживающей силой остается внешний фактор: соседние с Ираком государства крайне не заинтересованы в дефрагментации государства и в предоставлении большей автономии курдам. Однако последние теракты в Искандарии и Багдаде, а также недавняя трагедия в Эрбиле, где у представительств курдских партий погибли свыше 100 человек, неоспоримо подталкивают страну к гражданской войне. По мнению этого эксперта, за взрывами могут стоять силы как за пределами страны, так и внутри ее, учитывая, что многие иракцы, противящиеся иностранной оккупации, не хотят, чтобы их соотечественники были коллаборационистами.
Тауфик полагает, что теракты на руку и той части оккупационных сил, которая не хочет, чтобы состоялись выборы с последующей передачей власти иракцам, поскольку могут одержать победу оппозиционные американцам деятели. Скажем, из числа шиитов. Последние поддерживают контакты с Ираном и Сирией, то есть государствами, у которых напряженные отношения с США.
Доктор Гарет Стэнсфилд из Королевского института международных отношений (Лондон) отмечает, что до поимки Саддама американцы утверждали, что насилие в Ираке провоцируют баасисты. Впоследствии они начали обвинять во всем внешние силы – «Аль-Каиду», «Ансар аль-ислам». Однако, если взглянуть на историю страны, да и на состав Временного управляющего совета Ирака, становится очевидным, что трения между суннитами и шиитами, курдами существуют давно. Стэнсфилд также заявил: «До тех пор, пока американцы остаются в стране, волнения вряд ли достигнут кульминационного пункта. Однако все предпосылки – как политические, так и военные – для гражданской войны в Ираке есть. Недавно лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани заявил, что, когда свергли Саддама, он считал, что гражданская война в Ираке маловероятна, теперь же, по словам Барзани, она может вспыхнуть в течение суток после того, как американцы покинут Ирак». С этим сложно не согласиться, говорит эксперт.