Объединение Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и Московского Патриархата откладывается на неопределенное время. Такой вывод следует из решений, принятых на Архиерейском Соборе РПЦЗ, который прошел на днях в Нью-Йорке. "Перед нами стоит вопрос не слияния или соединения Церквей, а установления нормальных церковных взаимоотношений... Зарубежная Церковь должна сохранить свою свободу и административную независимость", - говорится в обращении участников Собора к верующим РПЦЗ.
Под "нормальными церковными взаимоотношениями", очевидно, имеется в виду восстановление евхаристического общения. Однако даже об этом иерархи РПЦЗ и Московского Патриархата, судя по всему, договорятся еще не скоро. В документе сказано, что "вопрос о полном евхаристическом общении может являться только конечным итоговым результатом соборной деятельности обеих частей Русской Церкви".
Судя по всему, Владимир Путин, встречаясь во время своего визита в Нью-Йорк с главой Зарубежной Церкви митрополитом Лавром, ожидал куда более впечатляющих результатов.
Впрочем, в руководстве РПЦЗ есть епископы, активно лоббирующие идею реального объединения с Московским Патриархатом. Архиепископ Берлинский Марк (Арндт) заявил РИА "Новости", что после завершения переговоров между двумя Церквами "должны быть проведены Архиерейские Соборы с каждой стороны и затем Общепоместный Собор Русской Церкви". Архиерейские Соборы - это понятно. Они должны подвести итоги переговоров и внести окончательную ясность в отношения между РПЦ и РПЦЗ. А вот идея проведения некоего общего Собора Русской Церкви с точки зрения православных канонов выглядит довольно странно, если учесть, что РПЦЗ сохраняет юридическую независимость от Московского Патриархата.
По-видимому, архиепископ Марк рассчитывает, что объединение двух Церквей не ограничится одним лишь восстановлением евхаристического общения. Надо заметить, что именно этому иерарху Зарубежной Церкви поручено возглавлять комиссию, которая будет решать вопросы преодоления разногласий между РПЦ и РПЦЗ. В руководстве Зарубежной Церкви есть разные мнения по поводу отношений с Московским Патриархатом. Вопрос в том, какое из них будет принято в качестве руководства к действию.