Японец по фамилии Кусида, директор небольшой обсерватории в глухом местечке Оидзуми префектуры Яманаси, научился по радиоволнам с высокой степенью точности предвещать землетрясения. Он, в частности, предугадал недавние сильные колебания почвы в районе Токио.
Используя банальное сравнение политических катаклизмов с природными, можно сказать, что в отличие от Кусида тот, кто предвещал "бурю" в связи с выбором председателя правящей либерально-демократической партии (ЛДП) в Японии, явно ошибся. Коидзуми в прошлую субботу благополучно переизбран. Он получил 390 из 657 голосов, победив с разрывом в 260 голосов от главного соперника.
Несколько лет назад Коидзуми сказал, что "похоронит" ЛДП, и за это его многие в партии не любят. Но он опять победил, и в Японии знакомая россиянам ситуация - все остальные варианты явно хуже, то есть на выборах выбора фактически нет.
Новый, он же старый, премьер сформировал кабинет министров. Но ключевые посты - экономики, внешней политики и обороны, остались за прежними министрами. Это значит, что в стратегии страны не будет существенных перемен.
И все же, несмотря на несенсационность результатов выборов, они могут иметь последствия, важные не только для Японии, но и для всех остальных, а потому заслуживают внимания.
По сути, есть два вопроса, которые по-настоящему интересны, - сможет ли получивший фору в два года правления премьер поправить здоровье японской экономики и пойдет ли он на пересмотр японской Конституции, чтобы обрести право на войну и вооруженные силы. Все остальное - не так важно или производно.
Коидзуми - человек темпераментный, амбициозный, в какой-то мере чудаковатый и непредсказуемый. Что стоит только один его визит в Северную Корею и рукопожатие с Ким Чен Иром в сентябре прошлого года! Потенциально он способен на многое. Но вместе с тем он представитель отечественной политической школы. Значит, рубить сплеча не станет. Да ему, собственно, никто этого не даст сделать.
В области экономики вновь избранный премьер продолжит с новой энергией курс на структурные реформы. В правительстве он сохранил ключевой пост министра, отвечающего за состояние экономики, бюджета и финансов, за Хэйдзо Такэнака. Этот профессор престижного японского университета в некотором смысле японский вариант российского Гайдара. В политических кругах его не любят, но Коидзуми грудью его защищает.
В экономических планах премьера - приватизация почты, раздел и приватизация общественных корпораций, рационализация и сокращение бюджетных вливаний в экономику. Но смены японской модели на американскую не предвидится. Традиционные ценности и институты мягко трансформируются в новые, но собственные, а не американские. Все тот же компромисс между старым и новым.
Уже сейчас ситуация в японской экономике не столь уж плоха. Поднялся курс акций на Токийской фондовой бирже, значительно выросли внутренние инвестиции, один из важнейших показателей оживления конъюнктуры. Косвенно это выразилось в росте иены до уровня 112 за доллар.
Но основное впереди - нужно обеспечить стабильный рост. Огромная проблема - дефицит бюджета и накопившиеся до чудовищных размеров государственные долги. Есть заманчивая идея - повысить потребительский налог с 5 до 10%. Но Коидзуми заявил, что он на это не пойдет. Он не забыл, что повышение налога с 3 до 5% в 1997 году стоило карьеры одному из его предшественников - Рютаро Хасимото. Дважды наступать на одни и те же грабли он не хочет.
Что касается пересмотра Конституции, министр юстиции в новом кабинете Дайдзо Нодзава в своем первом интервью дал понять, что вопрос назрел - с момента ее принятия в 1946 году накопилось слишком много противоречий с реальностью. Но сам премьер заявил, что заниматься этим не станет - много всяких других проблем. И он прав: проводить глубокие реформы в экономике и политике одновременно - такое возможно и неизбежно только в России.
А пока он дал указание сохранившему свой пост начальнику управления национальной обороны Сигэру Исиба "радикально пересмотреть" планы по оснащению и новой организации систем противоракетной обороны и борьбы с террором. Прозрачный намек на Северную Корею. Однако в отношении Пхеньяна вряд ли возможны новые акценты. Главным останется сотрудничество с США и Южной Кореей, а также Россией и Китаем в рамках диалога шести стран - малоперспективная, но пока единственная возможность избежать худшего.